Тест полочных колонок Acoustic Energy AE100: двадцать лет спустя. Акустика - тесты

Acoustic Energy AE100 представляют собой компактные двухполосные полочные колонки, относящиеся к категории недорогих моделей и одинаково хорошо подходящие как для стереосистем, так и многоканальных комплектов. В конструкции колонок прослеживается фирменная концепция создания акустики. Оригинальные AE100 были выпущены в 1990-х, и, вместе с более крупными напольными AE109, сделали Acoustic Energy одним из ведущих изготовителей по-настоящему доступной по стоимости акустики.

В отличие от AE1 Active, которые хотя и похожи на них внешне, но относятся к другому типу акустики и имеют другую начинку, AE100 представляют собой дальнейшее развитие недорогих компактных колонок Acoustic Energy, многие из которых были действительно хороши. Модели Aegis, которые заменили оригинальные AE100, были отличными колонками, как и появившиеся в 2015-м году AE101. Однако даже имея такое славное прошлое, компания Acoustic Energy обязана разрабатывать новую акустику.

Очевидно, что у этих маленьких колонок есть много сильных конкурентов. Опытные профессионалы Q Acoustics выпускают очень удачные 3020 по схожей цене, и, после нескольких лет затишья, Mission также возвращается на рынок. Достаточно ли хороши AE100, чтобы выстоять в сложившейся рыночной ситуации?

Параметры
До недавнего времени конструкция доступных по стоимости колонок была более-менее одинаковой. Объяснение этому довольно простое. При скромном бюджете на проектирование и создание об использовании каких-либо экзотических комплектующих и материалов не могло быть и речи. К 2017-му году ситуация немного изменилась – технологии производства были доработаны настолько, что в случае выпуска моделей большими партиями экономия на конструкции уже могла бы быть не такой жесткой. И именно использованные в AE100 комплектующие делают ее более интересной, чем предыдущая версия.

В основном это относится к динамикам. В последние годы Acoustic Energy переходила от использования традиционных для нее излучателей с металлическими диафрагмами к динамикам, выполненным на базе других материалов. В колонках AE100 установлен 4-дюймовый басовик с бумажным диффузором и твитер с 1-дюймовым мягким куполом. Нельзя сказать, что это звучит интригующе, тем более что такие же динамики были и в модели AE101, и хорошо проявили себя. Стоит также заметить, что несмотря на все многообразие материалов, используемых для изготовления диффузоров динамиков, бумага обладает некоторыми преимуществами, которые делают ее отличным выбором. Одно из них заключается в том, что если не приняты специальные меру по настройке звучания колонки, оно будет близко у нейтральному. В этом отношении старые модели Acoustic Energy были сложнее в использовании, так как требовали определенного подбора компонентов системы.

Чтобы обеспечить с помощью сравнительно небольшого динамика насыщенный и убедительный звук, Acoustic Energy оснастила его мощной магнитной системой, которая в сочетании с большим рабочим ходом диффузора позволяет воспроизводить басы со значения 45 Гц, хотя и без указания величины спада характеристики. Одним из факторов достижения этой цифры является использование щелевого фазоинвертора, который уже становится своеобразной визитной карточкой Acoustic Energy. Его форма, в отличие от традиционных круглых фазоинверторов, обеспечивает прохождение такого же объема воздуха, но без слышимых шумов. В колонке AE100 фазоинвертор помещен на заднюю панель, как и в модели AE1 Active, хотя в AE101 он находился спереди. Не похоже, чтобы это серьезным образом повлияло на условия размещения колонки в комнате, и AE100 можно поставить на книжную полку, если требуется.

Здесь есть и другие конструктивные решения, которые мы видели в моделях Acoustic Energy. Твитер помещен в звуковод, который расширяет диаграмму направленности по сравнению с той, которая получилась бы при его простой установке на передней панели. Сигнал на колонку подается с помощью пары надежных винтовых клемм – честно говоря, Acoustic Energy никогда не отличался приверженностью к двухкабельному подключению. Корпус колонки изготовлен из MDF толщиной 18 мм, и, как и у AE1 Active, его углы скруглены.

Дизайн
Уйдя от металлических диффузоров динамиков, Acoustic Energy все же должна была принять меры, чтобы в колонке AE100 остались некоторые узнаваемые черты. Одним из способов достижения этого стал крупный пылезащитный колпачок в центре басового динамика. Это явная визуальная связь со старыми моделями фирмы и удачное решение. Действительно, AE100 можно рассматривать как прекрасный образец промышленного дизайна. Колонки выглядят лаконично и современно, и в то же время полностью ассоциируется с маркой Acoustic Energy. Это также выгодно отличает AE100 от немного скучных Mission LX-2.

С точки зрения качества изготовления колонки превосходят те ожидания, которые вы можете испытывать по отношению к модели стоимостью около $300. Внешняя отделка – черная как у нашего тестового образца или под ореховое дерево – хорошо подходит AE100. В конструкции акустики есть небольшие приятные мелочи, вроде магнитных держателей защитной сетки или хромированной окантовки, удачно сочетающейся с черным покрытием и позволяющей AE100 выглядеть дороже своей стоимости. Возможно, эта модель не обладает таким же уровнем конструктивной проработки, как у Mission LX-2, но качество изготовления и отделки данных колонок все равно значительно выше, чем вы могли бы ожидать от АС стоимостью $300 несколько лет назад.

Как проходило тестирование AE100
Acoustic Energy AE100 были установлены на подставках Soundstyle Z60 на расстоянии 2,5 метра друг от друга, с небольшим разворотом внутрь. В системе использовались интегральный усилитель Naim Supernait2 и ЦАП Oppo Sonica, подключенные через сетевой кондиционер IsoTek Evo3 Sigmas. Некоторые тесты производились через стриминговую систему AVM Evolution CS5.2, также включенную через IsoTek. Для прослушивания использовались музыкальные файлы Lossless и High resolution в форматах FLAC и AIFF, а также сервисы Tidal и Spotify.

Качество звучания
Я мало знаком с оригинальными AE100, но судя по опубликованным обзорам определенные фирменные черты здесь присутствуют. Это были впечатляющие колонки, но в случае неудачного подбора компонентов системы они могли звучать немного ярко и утомительно. Именно поэтому акустика Acoustic Energy того периода хорошо сочеталась с компонентами Arcam Alpha, теплый характер звучания которых удачно компенсировал яркость AE.

Однако AE100 образца 2017 года - это совсем другое дело. Альбом Biffy Clyro «Only Revolutions» хорошо это демонстрирует. Эта насыщенная и суховато звучащая запись может утомлять на неправильной системе. Через AE100 композиция Many of Horror звучала мощно и энергично, но без резкости или перегрузки на пиках сигнала. Хорошо передается ритм и индивидуальные особенности исполнения, даже если поставить что-то побыстрее. По-настоящему убойная композиция Get Your Fight группы Prodigy воспроизводилась энергично и мощно.

Одно из объяснений такого звучания – басы. AE100 оснащены даже меньшими по размеру динамиками, чем Q Acoustics 3020 или Mission LX-2, но, это, похоже, не оказывает влияния на их басовый диапазон. Характеристика Acoustic Energy спадает немного раньше, чем у Mission, но это не мешает ей в конкурентной борьбе с соперниками. Не зависимо от заявленных характеристик, низкие частоты у AE100 достаточно энергичные для полновесного звучания музыки и хорошо согласованы с остальным диапазоном.

С другой стороны, преимущества динамика меньших размеров заметно проявляются на средних частотах, а его интеграция с твитером впечатляет. Прослушивание «Pretty Little Thing» Fink показало способность AE100 передавать характер композиции так, что нам уже хотелось просто наслаждаться музыкой, а не анализировать ее звучание. По сравнению с Mission LX-2 у этих колонок не такие звонкие верха, но согласованность и музыкальность их звучания очень хорошие.

Этому способствует натуральный тональный баланс, на который в первый момент можно и не обратить внимание, но после нескольких часов прослушивания музыки вы поймете, что он очень «правильный». Здесь есть гладкость и утонченность, но при этом хорошая детальность и увлекательность. В композициях вроде Spaces Нила Фрама фортепиано воспроизводится очень хорошо. AE100, как и любые компактные колонки, не могут в полной мере воспроизвести масштаб его звучания, но оно получается вполне убедительным.

Тестирование AE100 совместно с системой «все-в-одном», обладающей пространственной стереокартиной, позволило колонкам продемонстрировать сфокусированное звучание. Хотя между АС сцена была выстроена хорошо, за пределы расстановки колонок она практически не выходила. При широком расположении АС, которое использую я, проблем это не создавало, но те, кто будет устанавливать их ближе друг к другу, могут обнаружить, что стереокартина получается уже, чем у конкурирующих моделей. Но в то же время звуковая сцена у AE100 более глубокая и детализированная. Как и предшественница, AE100 довольно требовательна к качеству компонентов системы. На это следует обратить внимание – заметим, что сейчас хорошая Hi-Fi-техника может стоить совсем недорого – и, если остальные устройства в системе также имеют ограниченную стереокартину, результат может получиться неудовлетворительным.

Заключение
В то время как многие компании-изготовители акустических систем выпускают модели, стоимость которых не ниже $600, нам очень приятно видеть более доступные по стоимости колонки. Эти компактные АС представляют собой нечто большее, чем обычная недорогая модель, предназначенная для использования в тыловых каналах домашнего кинотеатра. AE100 отличаются от других колонок за сравнимую стоимость и превосходят те ожидания, которые мы обычно испытываем по отношению к подобной акустике. Их конструкция предполагает некоторые ограничения на краях частотного диапазона ради получения большей согласованности в середине, и здесь AE100 превосходят другие модели в этой ценовой категории.

Лучше ли AE100, чем Mission LX-2 или Q Acoustics 3020? Эти две АС формируют более широкую стереокартину, но уступают AE100 по увлекательности и сладкозвучию. В зависимости от системы, к которой они будут подключены, Acoustic Energy способны превзойти своих конкурентов. Хотя AE100 и не производят сногсшибательного впечатления, они полностью достойны нашей самой искренней рекомендации.

Вердикт
Общая оценка – 8 из 10

Понравилось:

Приятное согласованное звучание

Привлекательный дизайн

Не понравилось:

Немного смягченное звучание на краях частотного диапазона

Требовательны к качеству системы

Ограниченное количество вариантов отделки

Оценки
Качество изготовления – 8 из 10
Подключение – 7 из 10
Качество звука – 8 из 10
Легкость использования – 9 из 10
Функции – 7 из 10
Соотношение качество/цена – 8 из 10
Вердикт – 8 из 10

Флагманская модель новой серии — небольшие, изящные напольные колонки AE 109, при создании которых применялись новейшие разработки, а также были использованы успешные технологии предшественников. Задача английского производителя — вновь стать одним из лидеров в сегменте недорогих колонок, покорив слушателя максимально возможным качеством звучания, радующим глаз дизайном и относительно невысокой стоимостью.


Пара бумажных длинноходных СЧ/НЧ-драйверов диаметром 100 мм и 28-миллиметровый твитер с мягким тканевым куполом образуют 2,5-полосную конфигурацию. Кроссовер был сконструирован таким образом, чтобы свести временные и фазовые задержки к возможному минимуму. Магнитная система СЧ/НЧ-драйверов последнего поколения обеспечивает недосягаемые ранее скорость и точность движения мембран.


Технология WDT (Wide Dispersion Technology), призванная сократить влияние акустических свойств помещения, — волновод с помещенной внутрь качественной ВЧ-головкой, который позволяет высоким частотам равномерно заполнять пространство, что способствует построению голографической звуковой сцены. WDT, по сути, это развитие технологии DXT (Diffraction Expansion Technology), которая применялась в акустике топовой серии Acoustic Energy Reference.


Как и в их предшественниках, в основании новых AE 109 специальный отсек засыпан балластным грузом, благодаря чему одна небольшая колонка весит 14 кг. Это позволило улучшить демпфирующие свойства акустики и значительно повысить контроль и фактуру басовой составляющей. Корпус выполнен из МДФ, толщина стенок — 18 мм, внутри установлены перегородки, отражающие лишние резонансы. Щелевой порт фазоинвертора точно рассчитан и вынесен на тыловую сторону корпуса.


Заметно модернизировано внешнее оформление. АЕ 109 очень изящны: ни один крепежный винт или стык не выходит из корпуса. За счет небольших размеров, качественной отделки, аккуратной сборки и легкого дизайна эти юбилейные напольники легко интегрируются в любой интерьер.


Варианты отделок — качественная пленка, безупречно имитирующая ореховый шпон, или матовый черный цвет. В ближайшее время линейка АЕ 100 будет дополнена белой матовой отделкой.


Новая серия АЕ 100 выпущена в честь 30-летнего юбилея британской компании ACOUSTIC ENERGY!


Купить напольную акустику Acoustic Energy AE109 Black по цене 55 000 руб. с доставкой по Москве, Санкт-Петербургу и России. Подробное описание, фото и технические характеристики. Продажа Acoustic Energy AE109 Black в интернет-магазине BIGtv.

Acoustic Energy AE120 - трехполосная АС напольного типа, имеет два НЧ-динамика, СЧ-НЧ динамик и ВЧ-динамик. Является верхней моделью в линейке АЕ. Стоимость акустики на рынке примерно 800 долларов. Форма АС - свечки, габариты - 920х180х370. Масса акустической системы - 24,7кг. Сопротивление 4,6 Ома. Материал корпуса - MDF. Толщина стенок - передняя 14мм, задняя - потолще 18мм, боковые - 14мм. Перегородки - 14мм. Покрыта шпоном под ценные породы дерева. Имеет декоративные накладки-грили из черной акустической ткани. На передней панели 4 динамика - два НЧ и один СЧ-НЧ диаметром 140мм, ВЧ-динамик куполообразный, закрыт пластиковой декоративной накладкой. На дне АС имеется подставка из того же MDF для лучшей устойчивости на полу. На задней стенке АС имеется порт для подключения к усилительной аппаратуре. Здесь раздельное подключение на три полосы - отдельно можно подключит НЧ-динамики, СЧ-НЧ и отдельно ВЧ - звенья. Для того, чтобы подключить отдельно эти звенья, нужно открутить клеммные зажимы и снять перемычки из металла золотого цвета. Если использовать все полосы АС, перемычки должны все быть установлены. а подключать усилитель нужно к средним зажимам. Это отличительная черта присуща только этой модели АС.

Подвесы НЧ динамиков и СЧ-НЧ динамика выполнены их полимерного материала похожего на ППУ. Они довольно мягкие, их легко продавить и повредить. Подвесы установлены выпуклой стороной к лицевой части динамиков. Со временем, возможно их придется заменить. т.к. он из ППУ и подвержен разрушению. Диффузоры выполнены их полимерного материала черного цвета, снаружи гладкого, с внутренней стороны динамика выглядят как бумажные. Защитный колпачок из полимерного материала конусообразной формы. Между СЧ-НЧ динамиком и ВЧ динамиком находятся два порта фазоинвертора и один порт фазоинвертора находится на задней стенке АС большего диаметра.

Разборка АС и компоновка внутреннего пространства.






Чтобы получить доступ к внутренней части АС, нужно снять динамики. Они крепятся с помощью декоративных саморезов под евро отвертку. Крепление не очень надежно, т.к. после частых откручиваний, возможно сотрется резьба в MDF панели. Фильтр АС закреплен также с помощью саморезов, на обратной стороне порта винтовых зажимов. Динамики имеют магнитную изоляцию, помещены в экраны. Провод медный, довольно толстый, к динамикам подсоединен с помощью клеммных разъемов и еще дополнительно пропаян. Снять их проблематично, т.к. нужно сначала нагреть паяльником и одновременно снимать клеммы, а они застревают. Чтобы снять фильтр, нужно отсоединить все динамики, потому что провод, идущий к динамикам максимально укорочен и не дает пространства для манипуляции с фильтром не снимая его из АС.

Фильтр АС (КРОССОВЕР).

Фильтр смонтирован на печатной плате, которая закреплена с помощью шести винтов и еще дополнительно пропаяны. Снять плату фильтра затруднительно, нужно сначала очистить винты от припоя, и тогда их можно открутить. Схему фильтра я не нашел. Схема на вид простая. НЧ-звено собрано на двух электролитах по 90мкф и большом тороидальном дросселе, который закреплен в нижней части АС и имеет свой разъем для подключения к фильтру, также в НЧ-звене стоит большой резистор. НЧ-динамики сопротивлением по 8 Ом каждый, соединяются параллельно, таким образом общее сопротивление АС- не 8 Ом,а 4,6 Ома. СЧ и ВЧ части собраны на конденсаторах MPT, проволочных резисторах, имеют два дросселя. Один намотан на бескаркасной катушке, другой скорее всего с ферритовым сердечником. На дросселях указана их индуктивность. Все радиоэлементы дополнительно приклеены к плате для лучшей неподвижности. Провода от динамиков впаяны в печатную плату и имею разную цветную маркировку для разделения полос.

Внутреннее пространство АС.

MDF-панели склеены между собой, корпус имеет среднюю перегородку с отверстиями. Акустическое оформление напоминает собой лабиринт и разделяет АС как бы на две части. СЧ-ВЧ звено отделено от НЧ - звена перегородкой, но не глухой, а с задней стенки, имеющюу акустическую связь с нижней частью АС. СЧ динамик не имеет акустической изоляции, а значит он СЧ-НЧ, к тому же в его пространстве имеются два фазоинвертора, также имеющие акустическую связь с НЧ-звеном. Внутреннее пространство СЧ-ВЧ звена заполнено звукопоглощающим материалом - синтепоном, который уложен к задней стенки. Фазоинверторные трубы упираются в звукопоглотительный материал.

НЧ - динамики обернуты синтепоном, также в нижней части АС имеется наполнение синтепоном. Особенность в том, что внутри АС практически нет свободного места, оно все заполнено синтепоном. Таким образом, акустическая связь между переходами внутри АС осуществляется через звукопоглощающий материал. Большой фазоинвертор на задней стенки АС также упирается в слой синтепона и связан с нижним и верхним НЧ-динамиком, а два других фазоинвертора, которые находятся выше, имеют связь с НЧ- динамиками через среднюю перегородку, которая заполнена синтепоном.

Прослушивание АС и сравнение ее с 35АС-018 Амфитон.

Источник мощности -

1. усилитель Одиссей 010 - доработанный, с замененными электролитами, экранированными межблочными проводами, с более толстыми проводами по питанию, и правильно выставленным током покоя и правильной разводкой "земли".

2. усилитель Denon 690.

АС для сравнения - 35АС-018 Амфитон с замененным СЧ-динамиком SC 13\8 Visaton. В качестве ВЧ- 10ГДВ-2. Фильтр стандартный.

Источники сигнала - разные. CD - Technics, тюнер FM Kenwood, разные MP3.

Плюсы Acoustic Energy AE120:

1. Хорошо сбалансированная середина и верх. Не выделяются ни ВЧ ни СЧ составляющая, звучание чистое, плотное, с увеличением громкости также сбалансированное. Все три динамика работают слаженно. Минус - возможно не очень выделяющаяся ВЧ составляющая.

2. Хорошая чувствительность 89дБ. На малой громкости присутствует общая картина по всем полосам.

Минусы Acoustic Energy AE120:

1. Где бас? Его мало или вообще нет. там где он даже есть на минимальной громкости у 35АС-018.

2. Возможно недостаточная отдача по ВЧ. Но это на любителя.

Плюсы 35АС-018 Амфитон.

1. Бас. Благодаря 25см НЧ- 75-ке со свежими ППУ подвесами не оставляет шанса AE.

2. СЧ- Visaton SC 13\8 - все те же плюсы, что и у АЕ . Особенной разницы замечено не было.

3. ВЧ - выразительные, но есть избыток "песка".

Минусы 35АС-018 Амфитон.

1. ВЧ - на 10ГДВ-2 присутствует "песок" в звучании.

2. Низкая чувствительность - 86дБ. Необходимо прибавить громкость. чтобы получить полную картину.

Acoustic Energy AE120 - нужен сабвуфер. С Сабвуфером они будут сравнимы по басу с 35АС-018 а может и выше.

35АС-018 - если не комфортен 10ГДВ-2, то нужна замена ВЧ - 10ГДВ-2 на Visaton SC 10N8. И переделка фильтра.

В итоге 35АС-018 с динамиком Visaton дает ощутимые преимущества и не уступает АЕ .

Вы никогда не задумывались, почему в большинстве студий для контроля звучания используется активная акустика? Профессионалы всегда добиваются максимального результата самым простым и эффективным способом, и в данном случае это не только разумное использование средств, но и техническая целесообразность.

РАВНЕНИЕ НА ПРОФИ

Хорошей иллюстрацией сказанному может стать перечень аппаратуры, которая нам понадобилась для построения нынешней системы — CD-проигрыватель с регулируемым выходом плюс набор кабелей: пара линейных и три сетевых. Вместо того, чтобы тратить деньги на усилитель и акустические провода, можно позволить себе источник подороже, или же купить ещё один – сетевой плеер, например. Вот вам первый аргумент в пользу активной акустики.

Второй приведу на примере уже конкретных систем, которые мы собираемся испытывать. Напомню, что мониторы AE1 выпускались в разных модификациях 30 лет, это была самая первая и чрезвычайно успешная модель, созданная инженерами Acoustic Energy. Отметить этот юбилей компания решила выпуском самой радикальной, активной версии своего бестселлера.

Размеры корпуса у AE1 Active те же, что у – 30 х 18,5 х 25 см, да и конструкция та же – двухполосная, с 125-миллиметровым мидбасовым драйвером и крупным твитером. Но на этом сходство заканчивается. Каждая головка в модели Active работает от собственного 50-ваттного усилителя класса АВ. Питание тоже «аналоговое» — от линейного источника с сетевым трансформатором.

Каждая головка в AE1 Active работает от собственного 50-ваттного усилителя класса АВ. Питание тоже «аналоговое» — от линейного источника с сетевым трансформатором.

Полосы делятся на частоте 3500 Гц активными фильтрами Линквица-Райли четвёртого порядка (24 дБ/октаву). В этом и заключается главное преимущество активной системы – между выходом усилителя и динамиком нет громоздких катушек и конденсаторов, которые ухудшают демпфирование и поглощают часть энергии. Кроме того, реализовать четвёртый порядок на пассивных элементах (а они должны быть качественными) громоздко и дорого. Активные фильтры, наконец, проще сделать фазолинейными, да и в настройке они гораздо более гибкие. А в нашем конкретном случае ещё и возможность адаптировать мониторы для конкретных условий по НЧ и ВЧ в пределах -2, 0, +2 дБ трёхпозиционными переключателями на задней панели. Сигнал можно подавать и по балансному кабелю XLR, и по обычному, через гнездо RCA. Громкость регулируется отдельной ручкой сзади. При подаче сигнала 1 вольт RMS получается звуковое давление 105 дБ, так что можно подключать CD-проигрыватель с фиксированным выходом, а громкость задавать на мониторах. Не слишком удобно, зато тракт получится максимально короткий.

Теперь рассмотрим сами головки. Диффузоры мидбасовых драйверов — из спечённого алюминиевого порошка с добавлением керамической крошки. Оптимальное сочетание массы, жёсткости и демпфирования внутренних резонансов. Высокий конический пылезащитный колпачок узнаваем сразу, он уже стал визитной карточкой всех моделей AE1. Драйвер работает в фазоинверторном оформлении, причём порт не круглый, а выполнен в виде узкой щели на задней стенке.

27-миллиметровый алюминиевый купол твитера помещён в фирменный волновод WDT (Wide Dispersion Technology), расширяющий диаграмму направленности. Если присмотреться, можно заметить и небольшую круглую наклейку на внутренней стороне защитной сетки. Это т.н. апертурное тело для оптимизации фазовой характеристики. Кстати, за всю свою практику не припомню, чтобы производитель указывал дисперсию своей акустики. У AE1 Active она заявлена с солидным размахом – 130 градусов по горизонтали и 120 по вертикали.

Внутри корпуса, склеенного из 18-миллиметровых плит MDF, установлены стяжки и демпфирующие панели. Мониторы на фото – в отделке «палисандр» (125000 руб. пара), яркий лакированный шпон буквально светятся под софитами. Но можно выбрать варианты подешевле – белый и чёрный зеркальный лак (99000 руб.).

27-миллиметровый алюминиевый купол твитера помещён в фирменный волновод WDT (Wide Dispersion Technology), расширяющий диаграмму направленности.

Должен сказать, что английские специалисты, уделив столько внимания пространственным характеристикам мониторов, добились поистине феноменальных результатов. Звуковое поле насыщено подробностями и совершенно однородно не зависимо от того, на каком расстоянии вы слушаете. Картина ощущается объёмной и в ближнем поле, и в трёх – четырёх метрах от передней линии, а глубина сцены почти не зависит от уровня громкости. Это заслуга не только волновода WDT, но и разделительных фильтров с минимальными фазовыми сдвигами. На пассивных элементах добиться столь точного сведения полос без временнЫх погрешностей было бы крайне затруднительно.

Соответственно, музыкальный баланс воспринимается цельным, без акцента на отдельные инструменты или группы. Деревянные и медные духовые, струнные, ударные – всё в полной гармонии и, слушая, даже не задумываешься, что всё богатство спектра воспроизводится двумя небольшими динамиками. Мы слушали в акустически обработанном помещении, избытка ВЧ не ощущалось, но если у вас комната звонкая, переключатель TREBLE в положение -2 дБ — и нет проблем.

Но главное преимущество активного полосного усиления ощущается в нижнем регистре. Во-первых, это контроль. Динамик шунтируется выходным сопротивлением усилителя, которое задаётся глубиной обратной связи. Переборщить с этим тоже нехорошо, звук получится сухим, неестественным. У AE1 Active коэффициент демпфирования подобран грамотно – атака быстрая, не смазанная, что особенно хорошо чувствуется на щипковых инструментах. Удар хлёсткий, на мощных басовых нотах диффузоры ходят, словно поршни с пугающей амплитудой, но в пределах хорошо контролируемой зоны. Не исключено, что в НЧ-усилителе имеется фильтр инфранизких частот: динамик честно отрабатывает отведённый ему диапазон, но не пытается заходить глубже, где резко падает отдача и растут искажения. И что ценно, щелевой порт не свистит – лишь на большой громкости слышен лёгкие шорохи, если поднести ухо поближе к задней стенке. Не скажу, что динамический потенциал здесь безграничен, но при таких габаритах корпуса громкость неискажённого звучания может озадачить неискушённого слушателя.

Удар хлёсткий, на мощных басовых нотах диффузоры работают, словно поршни с пугающей амплитудой, но в пределах хорошо контролируемой зоны.

Из всех перечисленных технократических моментов складывается общее впечатление от новых систем Acoustic Energy. Совершенно очевидно, что главной целью при их создании была именно мониторность, т.е. предельно точная и вместе с тем комфортная подача музыкального материала. На это указывает и то, что в AE1 не стали встраивать ни ЦАПы, ни беспроводные модули, предпочтя чистую хай-файную классику. Так они и звучат: сбалансировано, с высоким разрешением по всему диапазону, динамично и уверенно на всех музыкальных жанрах. Чёткое разделение инструментов, прекрасное чувство ритма, высокая разборчивость на фонограммах с насыщенным спектром. Но чтобы получить максимум от этой пары, имеет смысл подобрать сетевые кабели, они влияют на передачу атмосферы и локализацию мнимых источников в верхнем диапазоне.

По эффективности вложенных средств это очень привлекательный вариант – четыре усилителя с очень грамотными акустическими системами менее чем за 100 тыс. рублей.

Профессионалы выбирали бы этот вариант, а чем мы хуже?

  • CD-проигрыватель Creek CD-100
  • Кабели:
    • межблочные Studio Connections Reference XLR
    • cиловые ISOL 8 IsoLink, Shunyata Research Ztron Z-PC10
  • Dali, «In Admiration of Music. Volume 4». Dali CD, 2015
  • Jean Sibelius «Violin Concerto». Anne-Sophie Mutter & Staatskapelle Dresden. Deutsche Grammophon, 1995
  • «Great Cover Versions». Inakustik, Reference Sound Mastering, 2013
  • Noisia, «Split the Atom». 2 CD, Mau5trap, 2013

Так они и звучат: сбалансировано, с высоким разрешением по всему диапазону, динамично и уверенно на всех музыкальных жанрах.

AE1 Active

Производитель: Acoustic Energy, Ltd. (Великобритания)

www.acoustic-energy.co.uk

Конфигурация: 2 излучателя, 2 полосы || Акустическое оформление: щелевой фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 40 – 25000 Гц (+/- 6 дБ) || Частота раздела полос: 3500 Гц || Кроссоверы: активные Линквица-Райли 4-го порядка || Чувствительность (при 104 дБ на 1 кГц): 1 В RMS || Максимальное/пиковое звуковое давление: 105/115 дБ || Мощность встроенных усилителей НЧ/ВЧ: 50/50 Вт || Диаграмма направленности по горизонтали/вертикали: 130/120 град. || Коррекция АЧХ по НЧ и ВЧ: -2, 0, +2 дБ || Отделка: белый и чёрный лак, Piano Cherry Veneer || Габариты 300 x 185 x 250 мм || Масса 1 шт.: н.д. || Цена за пару: 99000 руб. в лаковой отделке, 125000 руб. в шпоне.

Редакция благодарит московский Salon Hi-Fi за помощь в проведении теста

Теоретические основы создания Hi-Fi-громкоговорителя на первый взгляд просты: качественные драйверы и разделительный фильтр нужно установить в хорошо заглушенный корпус определенного объема. Но эта простота - обманчивая: на пути к «высокой звуковой верности» создателя АС поджидают многие препятствия, не укладывающиеся в рамки теории. Посмотрим, как справились с этим инженеры британской фирмы Acoustic Energy, создавая АС флагманской линейки Reference. Ведь слово Reference в названии производителя, означает, что перед вами воплощение всех возможностей, талантов и опыта разработчика – по-настоящему эталонный продукт!

В далеком 1987-м основатели Acoustic Energy (АЕ) прекрасно понимали стоящие перед ними трудности. Дело в том, что свою будущую продукцию они рассчитывали в первую очередь на самых строгих потребителей - на профессионалов. Высокие требования дали соответствующий результат: появившийся год спустя первенец, полочный «двухполосник» АЕ1, обеспечивал беспрецедентные по тем временам точность прорисовки звуковой сцены, широту динамического диапазона и степень прозрачности звучания в совокупности с умением отрабатывать сигнал высокой мощности.

«Должен сказать, что AE1 - одни из изящнейших, самых прозрачных колонок, что я когда-либо слышал… Это новый уровень в искусстве создания миниатюрной акустики», - пишет Джон Аткинсон в тесте журнала Stereophile 1987 года.

Еще через год на суд экспертов была представлена «расширенная» версия АЕ1, колонка АЕ2 (оставаясь двухполосной, она была оснащена не одним, а двумя НЧ/СЧ-драйверами), а вскоре АЕ1 и АЕ2 появились в «люксовой» модификации Signature, улучшенные как по техническим характеристикам, так по внешней отделке. В результате продукцию Acoustic Energy высоко оценили музыканты, а также инженеры звукозаписи - в 1991 и 1992 годах АЕ1 получила премию Hi-Fi Award как лучший британский громкоговоритель.

Затем случилось закономерное: акустическую систему небольших размеров и профессионального уровня звучания захотелось иметь и аудиофилам. Фирма вышла на «бытовой» рынок и с тех пор удерживает на нем прочные позиции. В настоящее время ее продукция экспортируется более чем в 50 стран мира. В 1995 г. Acoustic Energy перенесла основное производство в Малайзию, что позволило снизить себестоимость и разработать высококлассную продукцию начального уровня, а также расширить присутствие в сегменте АС премиум-класса и домашнего кинотеатра: в арсенале фирмы появились линейки «100»,«200», Aegis, Aego, Evo. Затем их эстафету переняли семейства Aelite, Liniar, Neo и премиальная линейка Radiance. В 2006 г. началось производство всепогодных громкоговорителей и реплики АЕ1 (колонка получила почетный титул Classic). В 2009 г. были обновлены Neo V2.

Acoustic Energy AE 2 signature

Сегодня актуальный модельный ряд Acoustic Energy состоит из линеек Series 1, Series 3, Radiance, Professional и Reference. Философия АЕ, по собственному выражению специалистов фирмы, предельно проста: создавать инновационные акустические системы, применяя новейшие технологии - но продуманно и элегантно.

Модели Reference соответствуют этому кредо полностью: за прототип взята упомянутая выше акустика AE1 и АЕ2, применяются новые технологии и современные материалы. Между тем конструкция Reference 1 и 2 оказалась настолько удачной, что эти полочники выпускаются уже четвертый год практически без доработок, а в 2013 г. на их основе были созданы напольные громкоговорители Reference 3. Винтажная акустическая система АЕ1 Classic также входит в линейку Reference, являясь в ней единственным фазоинверторным громкоговорителем. Остальные колонки Reference имеют акустическое оформление типа «закрытый корпус».

Демпфирование и жесткость


Полочная акустика Acoustic Energy AE Reference 1 в отделке черным и белым рояльным лаком

По заказу фирмы был проведен обширный комплекс научно-исследовательских работ, в результате которых удалось создать уникальный материал для корпуса колонки. Обладая толщиной всего 15 мм, он состоит из трех слоев. Внешний слой представляет собой 7-мм плиту из МДФ; средний - высокоплотную резину толщиной 3 мм, внутренний же является 5-мм сэндвичем из МДФ с прослойками компаундов на основе синтетических смол с различной вязкостью. (У напольной колонки Reference 3 внутренний слой корпуса выполнен не из сэндвича, а из жесткой 5-мм МДФ-плиты.) За счет тщательно сбалансированных свойств разнородных слоев создается т.н. напряженная конструкция, эффективно изолирующая вибрации внутренней стенки от внешней, дабы последняя не излучала нежелательные призвуки.


Полочная акустика Acoustic Energy AE Reference 2

Однако для эффективного демпфирования необходимо предотвратить и распространение вибраций по корпусу АС, т.е. повысить жесткость последнего. Для этого в колонках Reference применяется система внутренних стяжек. У модели Reference 1 они X-образные, одновременно играющие роль акустического лабиринта, который поглощает звуковое излучение НЧ/СЧ-драйвера, направленное внутрь корпуса. Оно уже не возвращается на диффузор, отразившись от внутренних стенок, и не оказывает пагубного влияния на работу драйвера.


Напольная акустика Acoustic Energy AE Reference 3

В более габаритных Reference 2 установлена пара НЧ/СЧ-драйверов, поэтому пришлось применить другое решение: здесь стяжки распределяют энергию тылового излучения внутри корпуса так, чтобы она эффективно поглощалась стенками. В результате столь оригинального подхода инженерам удалось создать корпус, обладающий и эффективным демпфированием, и низким коэффициентом передачи звуковых волн, и крайне малыми амплитудами резонансных частот, т.е. высокой жесткостью. Фактически конструкция «закрытого корпуса» Reference 1 и Reference 2 стала эталонной в своем классе. Корпус АЕ1 Classic выполнен из 22-мм МДФ с внутренними стяжками из того же материала, но более высокой плотности.

Что движет звуком

Разговор о динамиках начнем с твитера. Это кольцевой излучатель (Ring Radiator) с тканым куполом от одного из самых уважаемых производителей - датской фирмы Vifa Audio. С ее исследовательским центром специалисты АЕ тесно сотрудничают уже много лет, что позволило разработать оригинальный излучатель - благодаря применению новых материалов и более мощной магнитной системы (в частности, за счет введенных в магнитную цепь шунтирующих колец оригинальной конструкции снижены искажения).


Твитер напольной акустики Acoustic Energy AE Reference 3

В качестве акустического оформления используется волновод DXT (Diffraction Expansion Technology), позволяющий получить однородное излучение как на оси излучателя, так и вне ее. Партия модифицированных ВЧ-динамиков Vifa эксклюзивно изготавливается по собственной спецификации для колонок серии Reference. У колонки AE1 Classic купол 25-мм твиттера выполнен из магниевого сплава и защищен алюминиевым грилем.

НЧ/СЧ-драйверы акустики АЕ традиционно имеют фирменные диффузоры из углеродного материала и алюминия и конический защитный колпачок на керне, улучшающий характеристики направленности излучения. Однако для флагманских АС эта фирменная концепция приобрела новые особенности: диффузор изготовлен из сплава сверхлегких металлов, что способствует реалистичному воспроизведению частот, находящихся даже за пределами рабочего диапазона (благодаря тому, что поршневой характер движений диффузора сохраняется на всех частотах). Мощные магниты и двухслойные звуковые катушки на сплавном каркасе позволяют работать с входным сигналом высокой амплитуды. Подвес из вспененного материала обеспечивает необходимые характеристики демпфирования, отвечающие за глубокий бас и одновременно высокое разрешение в СЧ-диапазоне. За счет эффективного отвода тепла снижена степень термокомпрессии, то есть изменения звучания после продолжительной работы на высокой громкости.


СЧ/НЧ-динамик полочной системы Acoustic Energy AE Reference 1

В Reference 1 применен один НЧ/СЧ-динамик с увеличенной длиной зазора магнитной цепи и повышенной величиной смещения. Он позволяет получить удивительно глубокий бас в корпусе относительно небольших габаритов. Трехполосный «напольник» Reference 3, помимо СЧ-динамика с диффузором из алюминиевого сплава, оснащен двумя длинноходовыми НЧ-драйверами с усиленной магнитной системой. Двойная звуковая катушка из алюминиевого провода соединена с алюминиевым же диффузором методом термосвязи и образует жесткую конструкцию с высокой линейностью колебаний и улучшенным отводом тепла. Колонка AE1 Classic оснащена НЧ/СЧ-драйвером с 110-мм диффузором из керамического сэндвича с алюминиевым конусом в центре.


«В плане жанровых предпочтений - акустика в тесте хорошо справилась с малосоставным джазом и блюзом, с большими джазовыми оркестрами, классикой рока, электроникой, классической и хоровой музыкой, в том числе с большими составами. Только некоторые записи тяжелого жанра не пришлись ей по душе», - так оценил акустику Виктор Горбатов в тесте журнала

Разрабатывая разделительные фильтры, специалисты АЕ придерживаются концепции максимальной простоты пути сигнала, используя минимум компонентов, но при максимально высоком их качестве. В кроссоверах колонок Reference установлены полипропиленовые конденсаторы с большим запасом по рабочему напряжению, катушки индуктивности с наборным сердечником и трансформатор согласования чувствительности ВЧ- и НЧ-звеньев. В ВЧ-звене отсутствуют резисторы, что снижает уровень искажений и придает звучанию верхних регистров открытость и слитность. Во всех моделях Reference плата разделительного фильтра механически изолирована от корпуса АС посредством специального эластомерного покрытия. Высококачественные клеммы производства WBT обеспечивают надежное подключение акустического кабеля.


Клеммы для подключения акустических кабелей от усилителя (производство WBT) на системах Acoustic Energy AE Reference 1 (слева) и AE Reference 2 (справа)

Флагманские громкоговорители должны радовать не только слух, но и глаз. В связи с этим корпуса колонок Reference отделываются вручную - шпоном коромандельского черного дерева (макассар), в структуре которого изящно сочетаются темно-красные и темно-коричневые линии. Этот шпон - твердый и хрупкий, требующий от краснодеревщиков незаурядного мастерства. Дабы ярче выявилась фактура шпона, его вручную покрывают девятью слоями прозрачного рояльного лака, причем каждый слой после высыхания полируется (опять же вручную). И даже панель с акустическими клеммами изготовлена из черного дерева ручной полировки.

Куда ставить будем?

Для «полочников» Reference фирма AE выпускает специальные подставки высочайшего качества. Они идеально подходят по дизайну и спроектированы с учетом получения механической стабильности и наилучшего качества звучания установленных АС. Подставки изготовлены из того же уникального многослойного материала, который применяется для корпусов акустических систем, и служат надежной и инертной опорой. Они покрыты черным матовым лаком и украшены вставками из шпона коромандельского черного дерева.


Подставки производства Acoustic Energy под полочную акустику серии Reference

Замысловатость акустических расчетов не обманула специалистов АЕ. Не жалея сил, средств и времени, они решают проблемы, которые акустику-теоретику могли бы показаться второстепенными. Невольно вспоминается классическое: «суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет». По-видимому, инженеры Аcoustic Energy не забывают об этом ни на минуту, и в этом - философия их успеха.