Поколение гугл. Развенчан миф о «поколении Google Поколение гугл

Неоспоримый факт, что каждое новое поколение отличается от остальных, но дети, появившиеся на свет после 1993 года, породили невиданную доселе массу новых тенденций. Они с детства приобщаются к инновационным технологиям, а главное, владеют совсем иным подходом к информации. В обществе о юных пользователях уже сложилось множество устойчивых мнений. Но ученые взяли на себя труд проверить каждый из мифов на прочность.

Термин «поколение Google» получил широкое распространение, но не все знают, что он означает. Определение появилось на свет для идентификации пользователей, которые родились после 1993 года и за плечами которых нет опыта досетевого существования.

«Глобальная сеть все-таки принесла свои проблемы, главная из которых – невнимательность пользователей»

По данным «Википедии», его появлению способствовал некий социальный заказ, когда в обществе появилась группа людей, для которых «Интернет стал единственным источником информации, а Google – ведущей системой поиска».

О масштабах нового явления свидетельствовали социологические исследования. Так, по данным доклада некоммерческой организации Online Computer Library Center, около 83% учащихся школ, колледжей и университетов начинают сбор любой информации с поисковой системы и лишь 2% обращают внимание на сайты библиотек или реальные книжные фонды.

В адрес молодого поколения посыпались многочисленные претензии, которые можно свести к нескольким пунктам. Молодых пользователей окрестили поколением потребителей, которые в погоне за скоростью жертвуют качеством. В то же время в плюс им отметили свойство «многофункциональности», а также умение оптимизировать свое время и силы.

Ученые решили проверить, действительно ли современные дети тянутся к компьютерной мышке еще в колыбели, демонстрируют инстинктивную способность ориентироваться в Интернете и быстро находить нужные ответы, при этом предпочитая чужую непроверенную информацию собственным размышлениям.

Исследование, проведенное по заказу Британской библиотеки с участием англоязычной молодежи из развитых странах Запада, поставило под сомнение большинство популярных мифов.

Современные молодые люди действительно «пропитаны» инновационными технологиями и предпочитает интерактивный интерфейс возможности просто получать информацию. Но, увы, в большинстве своем они остаются на уровне продвинутых пользователей, а юзеры старшего возраста быстро их догоняют.

«Большинство молодых людей пользуется гораздо более простыми технологиями, чем принято считать» – таков основной вывод работы.

«Многофункциональность» молодого поколения – также скорее миф. Убедительных доказательств этому нет, считают эксперты.

Предпочитают ли дети визуальную информацию тексту? Ответ ученых звучит почти утвердительно, несмотря на то, что «текст до сих пор играет ведущую роль».

Действительно ли дети настолько привязаны к Сети, что доступ в Интернет для них важен как воздух? По данным исследования, проведенного независимой британской компанией Ofcom, некоторые люди в возрасте от 65 лет и старше еженедельно проводят в Интернете на четыре часа больше, чем их внуки.

Таким образом, по мнению ученых, время пребывания в Сети зависит от индивидуальных особенностей и не связано с возрастом.

Кроме того, Интернет вовсе не исключает для молодых людей личное общение, уверены эксперты. Например, мессенджеры не заменяют детям разговор, а, скорее, дополняют его.

Что касается информации, полученной из Сети, ценность ее для детей куда ниже, чем слова преподавателей, родственников или тексты в учебниках.

Конечно, информацию онлайн получить гораздо проще, да и возможность простого доступа к информационным ресурсам соответствует современному ритму жизни. Но исследование показало, что непоседливость детей осталась в пределах нормы. Каждое поколение проходит через этот период.

Тем не менее глобальная сеть все-таки принесла свои проблемы, главная из которых – невнимательность пользователей. Дело в том, что, несмотря на количество аккумулированных ресурсов, дети, как правило, отдают предпочтение тем документам, что появляются в первых строчках поисковых систем, и ленятся искать дальше.

Они просматривают лишь часть информации – заглавия, содержание, аннотации, но редко копают глубоко. Это хорошо для быстрого ознакомления, однако студенты должны уметь серьезно разобраться в вопросе, в тонкостях и нюансах, если хотят научиться думать самостоятельно.

Студенты старших курсов, в отличие от младших товарищей, обычно демонстрируют высокий уровень компьютерной грамотности. Однако «информационная грамотность» молодых пользователей – умение находить и впитывать качественную информацию – зачастую отстает, утверждают эксперты.

«Поколение Google» тратит мало времени на обдумывание найденных в Интернете данных. Поэтому молодежь надо учить внимательнее оценивать точность, значимость и авторитетность полученных сведений.

По мнению экспертов, к 2017 году мультимедийное пространство станет одним из ведущих ресурсов человеческой жизни, где электронные книги придут на смену бумаге, а методы нового поколения станут повсеместными.

Чтобы проблемы этого поколения не перешли на 10 лет вперед, в борьбу стоит включиться библиотекам и вузам, которые должны не только предоставить молодому поколению достойные информационные ресурсы, но и научить пользователей грамотно отбирать данные.

В противном случае, предсказывают эксперты, поисковые системы Google и Yahoo останутся единственными источниками знаний.

Милосердие в том, что вместо крематориев у вас телевизоры и супермаркеты. А истина в том, что функция у них одна.

В. Пелевин “GenerationП”

Подавляющее большинство людей на планете Земля, владеющих хотя бы азами работы в интернете, знакомы с такой поисковой системой как Google. И в данной статье нам бы хотелось поговорить о некоторых моментах, связанных с данной темой.

Немного истории из Википедии (одного из детищ Гугла):

Поисковая система Google была создана в качестве учебного проекта студентов Стэнфордского университета Ларри Пейджа и Сергея Брина. Они в 1996 году работали над поисковой системой BackRub, а в 1998 году на её основе создали новую поисковую систему Google…Корпорация была основана 2 сентября 1998 года. Впервые у Google начались проблемы в связи с нарушением прав человека ещё в 2005 году… Кроме того, в 2010 году стало известно, что во время работы над сервисом StreetView компания Google сканировала IP адреса и пароли граждан. Во время съёмок улиц и площадей разных городов со специальных автомобилей, оборудованных видеокамерами, специалисты Google также занимались сканированием сигнала беспроводных сетей Wi-Fi. В результате компания получила пароли и другую информацию конфиденциального характера, необходимую для входа в электронную почту частных и юридических лиц… В 2012 году Google выдала властям США данные нескольких работников WikiLeaks: содержание почтовых отправлений, метаданные, информацию о подписках и другие данные и только через 2,5 года уведомила пользователей об этом…Руководство Китая, в связи с подобной политикой Google, даже пытается ограничить доступ китайских граждан к информации в интернете.

На сегодняшний день ситуация такова, что для многих людей Гугл стал единственным источником информации. И это очень печально. Почему?

1) Чрезмерное доверие к информации из поисковых систем лишает человека возможности получать правдивую информацию. Потому что за всеми серверами стоят определенные круги, которые используют своё доменное право в своих целях. Цели эти не всегда гуманны.

2) Человек ленится получать знания, изучать науки, литературу и так далее, потому что с любого смартфона или планшета он в несколько секунд может найти информацию. Но он не изучает, не познает, не обогащает и не пополняет свой багаж знаний. Он просто получает готовый результат из компьютера, сам по сути становясь таким же компьютером. Кстати, сам результат поиска достаточно быстро забывается. Люди практически не тренируют свою память.

3) Чтение книг, изучение, размышление, анализ информации интеллектуально развивают человека и такому человеку сложно “впарить” ложь или дезинформацию, так как такой человек настроил свой интеллект на анализ поступающей информации.

“Интернет в целом представляет собой сложную взаимосвязь с миром, но... через различные корневые (базовые) серверы, принадлежащие определённым «авторитетным» организациям, людям, тайно или явно их финансирующим. Всё это основано на распространении той или иной идеологии. Кстати говоря, известное сегодня любому «жителю» интернета такое понятие, как «доменное имя», произошло от латинского «dominium» — «владение». Обо всём этом пользователь интернета, как правило, не задумывается, окунаясь в поток предоставляемой ему на выбор информации. Он видит частности, но не видит общего, а зря”.

Из книги “АллатРа”

(По сути изначально была позитивная информация о Лилит, как о богине. Но сейчас о ней упоминается только как о первой жене Адама или как о злом демоне).

Возникает вопрос: кто может загружать информацию в интернет и кто её может удалять оттуда или изменять? И тут пришло понимание, почему так часто случаются пожары в крупных библиотеках. Начиная со знаменитого пожара в Александрийской библиотеке и заканчивая недавними крупными пожарами в Нью-Йоркской и Санкт-Петербургской библиотеках. Ведь в книге, в отличие от интернета, не вытрешь ненужную информацию. Не вырвешь страницу. Не сотрешь написанного. Поэтому, чтобы убрать все следы, легче сжечь. А вот в интернете всё проще. Конечно, сказанное не очень касается темы нашей статьи непосредственно. Но вопрос о том, кто пополняет информационный банк данных, - актуален.

Самое, на наш взгляд, печальное во всей этой истории в том, что сегодня формируется поколение “Гугл”, которое далеко от жизни, которое можно программировать как роботов, которое предпочитает изучать и понимать жизнь с экранов смартфонов, планшетов, ноутбуков… Это нерадостный факт. Современная молодежь может узнать из гугла очень широкий спектр самой разнообразной информации, но в этом есть одно но…Как быть с ни чем не сравнимым запахом книги? Как быть с чтением книг вслух, в кругу семьи, при огне камина? Как быть с поиском информации по крупицам, когда ты, словно золотоискатель, упрямо стремишься к познанию?

Как быть? …Жизнь дается нам на время, и этот мир является всего лишь иллюзорным отражением Реальности . Только дети могут принять игрушку за настоящее. Тем не менее люди или слишком увлекаются игрушкой, или пренебрежительно ломают её, а потом выбрасывают. В этой жизни надо избегать крайностей, потому что они нарушают внутреннее равновесие.

Сегодня многие наивно полагают, что гугл облегчает работу над самообразованием. Мол, зачем нужно забивать голову и тратить время на чтение книг и научных трудов, если достаточно вбить в поисковик вопрос и через несколько секунд получить готовый ответ. Но людям, которые предпочитают сами находить ответы, не довольствуясь лишь тем, что им подкинут, следовало бы призадуматься о достоверности информации в интернете. Безусловно, в сети имеется множество разнообразной, в том числе и полезной информации. В интернете также есть много достоверной и правдивой информации, даже много больше чем в официальных, традиционных СМИ. Но нельзя забывать, что интернет, как и телевидение, создавался как инструмент зомбирования масс, только более расширенный и усовершенствованный. И количество негативно влияющей на человека информации в нём много больше той, что способствует раскрытию внутреннего потенциала человека. Хотя, повторимся, в нём есть много чего и полезного. Но, чтобы найти среди массы бессмысленной и развлекательной информации что-то действительно стоящее или полезное, нужно как минимум знать, что ты ищешь.

Отсутствие активной загрузки мозга, и склонность к примитивному мышлению — вот та цена, которую платит поколение Гугл за пакет готовых ответов и решений. Такая незаметная деградация вполне реальна, если человек занимает пассивную позицию по отношению к потребляемой информации.

Академик Н.П. Бехтерева подробно описывает последствия «мозговой лени»:

«У нас в Институте мозга человека РАН мы последние пять лет изучаем мозговую организацию творчества. Испытуемым добровольцам задаются специальные тесты разной сложности (например, составить рассказ из связанных и из не связанных по смыслу слов), и с помощью ЭЭГ и ПЭТ наблюдаем, что происходит в этот момент в мозге. Оказалось, что творческая деятельность задействует почти весь мозг, включает зоны, имеющие отношение к самым разным процессам, - здесь и память, и эмоции, и собственно креативность, и многое другое.

… Когда происходит подобная «нестереотипная деятельность», мозг работает в полную силу и живёт полноценной жизнью. Мозгу ведь, как и всем другим органам, нужно работать - даже мозг детей, не получивших достаточного количества раздражителей, может не развиться как следует. Если же человек провел свою жизнь в «стереотипной ситуации» - подметал улицы, стоял за конвейером, - словом, «ходил» по «меченым лииням» и никак не компенсировал эту недогрузку мозга, то в старости он уже не сможет легко выучить иностранный язык, будет испытывать серьезные затруднения с памятью и многое другое. А тот, кто всю жизнь занимался умственной работой, сохраняет мозг в рабочем состоянии до глубокой старости, хотя память может и не быть такой острой, как в 20-30 лет.

Но главное другое. При решении сверхзадач в мозгу даже немолодого человека могут формироваться новые связи, и, по-видимому, образуются новые нейроны - нервные клетки! Формирующиеся нейронные сети начинают работать и поддерживают не только хорошую интеллектуальную форму, но и влияют на многие процессы в организме. Работающий мозг лучше справится даже с последствиями инсульта.

Сверхзадачи мозгу человека полезны, даже жизненно необходимы. Сравните город, в котором живут люди, действует инфраструктура, горят огни, и - заброшенную деревню, где осталось несколько стариков, доживающих свой век. Так вот, мозг человека, который не решает сложных задач и не занимается творческой деятельностью, - это и есть заброшенная деревня».

Но цель вовсе не в том, чтобы рассказать нашим читателям о том, что пользоваться поисковыми системами- это плохо. Вовсе нет. На самом деле существование подобных систем и их использование в правильном и нужном русле — открывают огромные возможности. Например, то же написание статей или сбор информации по какому-либо проекту значительно ускоряется и упрощается. И это очень полезно и нужно. Ведь интернет — это самый эффективный и масштабный инструмент для скорейшего распространения Исконных Знаний среди всего человечества. И этот инструмент необходимо использовать с пользой для людей. А что самое полезное сегодня для всех людей на Земле? На наш взгляд, уважаемые читатели, самое полезное - это как можно скорее соприкоснуться с Исконными Знаниями, благодаря которым можно узнать, кто я истинный и в чем главная цель моего существования на Земле! Следовательно, если каждый человек сможет ответить себе на подобные вопросы, в обществе исчезнут очень многие проблемы. Это обстоятельство значительно повышает шансы на выживание нашей цивилизации в эпоху глобальных катаклизмов, ибо содержит в себе информацию и Знания, как нам сообща решить наши общие проблемы.

История учит, что отсутствие единения человеческого общества на духовно-нравственных основах и совместных действий людей на планете, континенте, регионе в отношении подготовки к крупномасштабным катаклизмам и бедствиям приводит в результате к уничтожению большей части этих людей. А выжившие умирают от неизлечимых болезней, эпидемий, самоуничтожения в войнах и междоусобицах в борьбе за источники жизнеобеспечения. Беда, как правило, появляется внезапно, порождая хаос и панику. Только лишь заблаговременная подготовка и единение народов мира перед грозящей природной опасностью даёт человечеству большие шансы на выживание и совместное преодоление трудностей в эпоху, связанную с глобальным изменением климата планеты.

Из Доклада “О проблемах и последствиях глобального изменения климата на Земле. Эффективные пути решения данных проблем”

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter .

Чем современные дети отличаются от своих ровесников несколько десятков лет назад? Какие плюсы и минусы есть у поколения Гугл? Как помочь своему ребенку и нужно ли это делать?

Многие родители отмечают, что их дети без труда справляются даже с самыми сложными гаджетами, но при этом не умеют завязывать шнурки. Это типичные представители поколения Гугл (Google). Хорошо это или не очень?

Жизнь быстро меняется, и людям приходится к этому приспосабливаться. Возможно, вы еще не привыкли к детям индиго? Современные малыши, родившиеся в век цифровых технологий, умеют быстро находить общий язык с любой компьютерной техникой. Их взросление происходит в условиях глобализации, ускорения ритма жизни и информационного бума.

Приметы.

Для такого ребенка характерно полное слияние с любыми устройствами и гаджетами: компьютерами, смартфонами, планшетами, ноутбуками. Эти дети предпочитают виртуальную реальность с изображениями в качестве 3D. А местом для самовыражения, обучения, социализации, проведения досуга, творчества они обычно выбирают Интернет.

Новому поколению не свойственно долго вникать в мысли и переживания других людей, ведь послать смайлик куда быстрее и приятнее. Такой человек может отделить важное от второстепенного, поскольку тратить себя на лишние эмоции ему представляется непродуктивным.

Что хорошего?

Поколение Гугл имеет ряд особенностей: независимость, эрудированность, четкое осознание своих границ и личных интересов. Причем они признают право на собственное пространство не только для себя, но и для других. Это касается образа жизни, мнений и увлечений.

«Цифровики» легко работают в режиме многозадачности. Они совершают покупки, общаются и работают с помощью смартфонов. Участие в создании новых программ невозможно без успешной командной работы. И здесь не обойтись без поддержки и взаимного уважения.

Интересно, что у представителей поколения Гугл отсутствует какая-либо дискриминация по расовым, национальным или религиозным признакам, у них высокий уровень ответственности, в том числе и гражданской, большое желание помочь тем, кому трудно найти свое место в этом мире.

Возможно, такая участливость объясняется повышенной потребностью в эмоциональном комфорте. Сидя перед компьютером, человек все равно остается социальным существом. Стремясь добиться стабильности, представители поколения Гугл даже готовы сами прийти на помощь больным, нищим, несчастным. И ведь в итоге ситуация меняется к лучшему!

Две стороны медали.

Помимо позитивных, есть и негативные отличия. В первую очередь, это зацикленность на себе. Первостепенной является зона комфорта, собственные проблемы, желания, предпочтения. Потребность самореализации в условиях жесткой конкуренции вызывает необходимость любыми средствами отстаивать свою позицию и ставить себя выше других. А это порождает агрессию, грубость, расчетливость, изворотливость, склонность ко лжи.

К сожалению, пространство Интернета часто используют для выбора негативных эмоций или бессмысленной траты времени. Культ потребления и постоянно расширяющееся информационное поле требуют больших вложений, которые поглощают людей практически полностью.

Проблемы.

Возможность быстро найти любую информацию, отсутствие необходимость что-то делать и даже писать от руки, ослабляют организм. Поэтому у все чаще отмечают плохую координацию, ослабление зрения, рассеянность, головные боли, неврозы, неконтактность, проблемы с долгосрочной памятью и концентрацией внимания. А обособленность часто делает ребенка поверхностным во всех сферах жизни. И в отношениях в том числе. Уровень ответственности снижается, и это плохо.

Как помочь?

На самом деле современные дети не так уж сильно отличаются от своих ровесников. Всегда были те, кто часами просиживал над книжкой, пока другие в это время играли в футбол. Очень часто любимым становится именно тот вид досуга, который можно разделить с родителями, а потом и с друзьями. Поэтому так важно, чтобы взрослые сами отрывались от гаджетов и давали ребенку пример более конструктивного поведения. В том числе и возможность найти реальных, а не виртуальных друзей.

При правильном использовании технические новинки могут принести в жизнь много полезного и интересного. Не стоит бояться оцифровки мира. Опасаться стоит скорее глупости и равнодушия, ведь именно они приводят ко многим бедам.

Неоспоримый факт, что каждое новое поколение отличается от остальных, но дети, появившиеся на свет после 1993 года, породили невиданную доселе массу новых тенденций. Они с детства приобщаются к инновационным технологиям, а главное, владеют совсем иным подходом к информации. В обществе о юных пользователях уже сложилось множество устойчивых мнений. Но ученые взяли на себя труд проверить каждый из мифов на прочность.

Термин «поколение Google» получил широкое распространение, но не все знают, что он означает. Определение появилось на свет для идентификации пользователей, которые родились после 1993 года и за плечами которых нет опыта досетевого существования.

«Глобальная сеть все-таки принесла свои проблемы, главная из которых – невнимательность пользователей» По данным «Википедии», его появлению способствовал некий социальный заказ, когда в обществе появилась группа людей, для которых «Интернет стал единственным источником информации, а Google – ведущей системой поиска».

О масштабах нового явления свидетельствовали социологические исследования. Так, по данным доклада некоммерческой организации Online Computer Library Center, около 83% учащихся школ, колледжей и университетов начинают сбор любой информации с поисковой системы и лишь 2% обращают внимание на сайты библиотек или реальные книжные фонды.

В адрес молодого поколения посыпались многочисленные претензии, которые можно свести к нескольким пунктам. Молодых пользователей окрестили поколением потребителей, которые в погоне за скоростью жертвуют качеством. В то же время в плюс им отметили свойство «многофункциональности», а также умение оптимизировать свое время и силы.

Ученые решили проверить, действительно ли современные дети тянутся к компьютерной мышке еще в колыбели, демонстрируют инстинктивную способность ориентироваться в Интернете и быстро находить нужные ответы, при этом предпочитая чужую непроверенную информацию собственным размышлениям.

Исследование, проведенное по заказу Британской библиотеки с участием англоязычной молодежи из развитых странах Запада, поставило под сомнение большинство популярных мифов.

Современные молодые люди действительно «пропитаны» инновационными технологиями и предпочитает интерактивный интерфейс возможности просто получать информацию. Но, увы, в большинстве своем они остаются на уровне продвинутых пользователей, а юзеры старшего возраста быстро их догоняют.

«Большинство молодых людей пользуется гораздо более простыми технологиями, чем принято считать» – таков основной вывод работы.

«Многофункциональность» молодого поколения – также скорее миф. Убедительных доказательств этому нет, считают эксперты.

Предпочитают ли дети визуальную информацию тексту? Ответ ученых звучит почти утвердительно, несмотря на то, что «текст до сих пор играет ведущую роль».

Действительно ли дети настолько привязаны к Сети, что доступ в Интернет для них важен как воздух? По данным исследования, проведенного независимой британской компанией Ofcom, некоторые люди в возрасте от 65 лет и старше еженедельно проводят в Интернете на четыре часа больше, чем их внуки.

Таким образом, по мнению ученых, время пребывания в Сети зависит от индивидуальных особенностей и не связано с возрастом.

Кроме того, Интернет вовсе не исключает для молодых людей личное общение, уверены эксперты. Например, мессенджеры не заменяют детям разговор, а, скорее, дополняют его.

Что касается информации, полученной из Сети, ценность ее для детей куда ниже, чем слова преподавателей, родственников или тексты в учебниках.

Конечно, информацию онлайн получить гораздо проще, да и возможность простого доступа к информационным ресурсам соответствует современному ритму жизни. Но исследование показало, что непоседливость детей осталась в пределах нормы. Каждое поколение проходит через этот период.

Тем не менее глобальная сеть все-таки принесла свои проблемы, главная из которых – невнимательность пользователей. Дело в том, что, несмотря на количество аккумулированных ресурсов, дети, как правило, отдают предпочтение тем документам, что появляются в первых строчках поисковых систем, и ленятся искать дальше.

Они просматривают лишь часть информации – заглавия, содержание, аннотации, но редко копают глубоко. Это хорошо для быстрого ознакомления, однако студенты должны уметь серьезно разобраться в вопросе, в тонкостях и нюансах, если хотят научиться думать самостоятельно.

Студенты старших курсов, в отличие от младших товарищей, обычно демонстрируют высокий уровень компьютерной грамотности. Однако «информационная грамотность» молодых пользователей – умение находить и впитывать качественную информацию – зачастую отстает, утверждают эксперты.

«Поколение Google» тратит мало времени на обдумывание найденных в Интернете данных. Поэтому молодежь надо учить внимательнее оценивать точность, значимость и авторитетность полученных сведений.

По мнению экспертов, к 2017 году мультимедийное пространство станет одним из ведущих ресурсов человеческой жизни, где электронные книги придут на смену бумаге, а методы нового поколения станут повсеместными.

Чтобы проблемы этого поколения не перешли на 10 лет вперед, в борьбу стоит включиться библиотекам и вузам, которые должны не только предоставить молодому поколению достойные информационные ресурсы, но и научить пользователей грамотно отбирать данные.

В противном случае, предсказывают эксперты, поисковые системы Google и Yahoo останутся единственными источниками знаний.

Исследователи из Йельского университета выяснили, что поколение, которое выросло в эру лёгкого доступа к интернету, имеет завышенную самооценку в отношении своих умственных способностей. Возможность быстро найти через поисковик ответ на практически любой вопрос вводит в заблуждение по поводу собственной образованности и интеллекта. Такое исследование провела организация American Psychological Association. Учёные удивились, получив результаты эксперимента. Оказалось, что испытуемые, которые искали в интернете необходимую информацию, пребывали в иллюзорной уверенности, что данные интернета являются частью их собственных знаний.


О результатах этого исследования сегодня прочитал на RussiaToday .

Интернет, что и говорить, штука удобная - забил что угодно в поисковик и сразу получил, что нужно. Так и запоминать ничего не надо - «ведь всё можно найти». И вот во что это вылилось за 10 лет интернет-бума: людям кажется, что они стали умнее, а на самом деле знать они стали меньше. К тому же привыкание к простоте получения нужного ответа постепенно лишает желания понимать, как этот ответ получается. Зачем? И так работает - ответ-то есть. Девиз МФТИ - «sapere aude»: «дерзай знать». Такими темпами скоро придется менять на «sapere google».

Раньше как было: нужно написать, допустим, реферат. Человек смотрит тему реферата, оценивает, к какой области знания она относится - допустим, к физике. Может, сразу и непонятно, какая физика нужна - физика элементарных частиц или физика горения и взрыва. Но понятно, что нужна «какая-то» физика.

Идешь в библиотеку. Перед тобой - каталог на тысячи книг, из которого для реферата нужны штук 10. И ты сам, своим умом, должен понять, где тебе эти 10 книг искать. Ты должен разобраться, что тебе нужна именно физика горения и взрыва, а не физика элементарных частиц. Двигаешься дальше: тебе, скорее всего, нужна не вся эта область физики, а какие-то конкретные феномены, например, ударные волны. Таким образом, человек сам строит логическую цепочку, сам находит причинно-следственные связи. А теперь всё это за него делает поисковик, и эти способности, как мы видим, просто атрофируются.

И не только они: атрофируется и способность к анализу информации - пока ты ищешь, тебе самому приходится оценивать, какая информация для тебя ценна, а какая - нет. Атрофируется и память - помнить-то ничего не надо, всё можно найти буквально «по щелчку». И, как мы видим из результатов исследований американских ученых, человек даже не чувствует, что чего-то лишился, напротив - прибывает в иллюзии, что он всё знает и умеет. Прямо как герой одного замечательного произведения Николая Носова:


Интернет - безусловно, замечательное и очень полезное достижение научно-технического прогресса. Это изобретение сделало доступным для любого человека невиданные прежде объемы информации. Но для успешной работы с этими невиданными прежде объемами необходимо, по идее, и способность к восприятию этой информации вывести на более высокий уровень. Да, теперь интересующая информацию находится быстрее и проще, но и объем её значительно вырос - а значит, и усилий по его "освоению" требуется больше, и навыки соответсвующие должны быть отточены лучше. Необходима более высокая способность к анализу, большая критичность мышления - ведь многое придется отсеять на пути к нужному ответу.

Естественно, что человек ищет и создает инструменты, облегчающие его трудности на этом пути. Боротся и преодолевать вызовы и трудности на пути к цели - одно из фундаментальных качеств человека. Оказались нужны новые методы обработки и поиска информации - и они появились. Но, как показывает исследование американских ученых, палка оказалась "о двух концах" - эти инструменты не вывели человеческое мышление на новый уровень, а получается, что наоборот - загнали в довольно примитивное состояние: «найди решение задачи». То, что называют «клиповое мышление» - последствие в том числе и этой Google-примитивизации такой сложной и тонкой вещи, как мыслительный процесс. А люди с клиповым мышлением элитой