Для чего человеку нужны технологии. Технология в школе

Техника и философия техники. Термин «философия техники » был введен Э. Каппом , чья книга «Основания философии техники» издана в Германии в 1877 г. Один из родоначальников философии техники в России - русский инженер П.К. Энгельмайер (1855-1942) в начале ХХ века выпустил книгу «Философия техники», где попытался представить зарождение этой новой отрасли философской науки. Однако только в 70-х годах ХХ столетия была сформулирована программа философии техники как самостоятельной философской дисциплины, поскольку техника стала фактором, определяющим будущее человечества, и для мировой цивилизации было бы трагедией дальнейшее непродуманное ее развитие. Сформировалась необходимость критического философского анализа результатов технической деятельности, перспектив ее развития.

Среди ведущих философов техники ХХ века - Ф. Дессауэр, Х. Ленк, Л. Мэмфорд, Х. Ортега-и-Гассет, М. Хайдеггер, О. Шпенглер, К. Ясперс . В числе российских исследователей философии техники наиболее известныВ.Г. Горохов, Б.И. Иванов, Б.И.Кудрин, И.А. Майзель, А.И. Ракитов, В.М. Розин, М.А. Розов, В.С. Стёпин, Д.М. Федяев, В.В. Чешев, С.В. Шухардин, и др.

Главные вопросы философии техники:

* Что такое техника?

* Что она может дать человеку и чего она лишает его?

* Каковы тенденции и социальные перспективы технической деятельности?

* Какова природа современного технического и информационно-технического мира?

Философия техники - весьма развитое направление современной философии, однако до наших дней не создано еще детально разработанной теоретической концепции техники и технического развития, нет даже обстоятельно разработанной системы основных понятий. Это относится и к пониманию самой техники.

Понятие “техника ” в системе философии проделало длительную эволюцию. Так, античные философы к области “techne” относили земледелие и охоту, мореходство и врачевание, ткацкое и оружейное дело, театральное искусство и т.д. Греческое "техне" переводится как искусст­во, мастерство, умение. Для греческой цивилизации техне в качестве условия развития человека носит гуманистический характер, в то же время греки подметили и опасность техники для человека. Софокл писал о чудовищной силе, которую техника дала в руки человека и поставила его между добром и злом. Мысль Софокла звучит удивительно современно.

В XVII - XVIII вв. латинское “technica ars” (искусство умелого производства) во французский язык переходит как “technique”, а в немецкий как “technik”. Постепенно формируется классическое понимание техники как совокупности искусственно созданных объектов, прежде всего - орудий труда, машин. Техника в отличие от природы не является естественным образованием, она создается человеком. Произведенный человеком объект часто называют артефактом (лат. "артефактум" - искусственно сделанный). Техника в первом приближении и может быть определена как совокупность ар­тефактов.



Однако недостаточно определять технику всего лишь как совокупность артефактов. Непременным условием возникновения и развития техники служит технология . Она неразрывно связана с техникой как конкретный способ, как определенный алгоритм функционального соединения человека и техники. Чем менее развита техника, тем больше технологиче­ских функций выпадает на долю человека и наоборот.

Первоначально, на этапе ручного труда , техника имела в ос­новном инструментальное значение; технические инструменты продолжали, расширяли возможности естественных органов че­ловека, увеличивали его физическую мощь. На этапе машиниза­ции техника становится самостоятельной силой, труд механизи­руется. Техника как бы отделяется от человека, который сам становит­ся придатком машины, он дополняет ее возможности. На треть­ем этапе развития техники, в результате комплексного развития автоматизации на первый план выходит уже сила интеллекта чело­века, реализуемая посредством техноло­гии. Происходит объединение науки и технологии, следствием ко­торого является научно-технологический прогресс, современный этап которого называется часто научно-технической революцией.

В процессе осмысления современного научно-технического прогресса развивается содержание понятия “техника”. Одно из направлений современной отечественной философии техники, возглавляемое В.Г. Гороховым , включает в понятие “техника ”:

Совокупность технических устройств, артефактов - от простейших орудий до сложнейших технических систем;

Специфическую область знания - от специализированных рецептурно-технических знаний до теоретических научно-технических и системотехнических знаний;

Область человеческой деятельности , направленную на создание технических устройств и их эксплуатацию;

Совокупность умений и навыков человека, составляющих особенности того или иного рода человеческой деятельности, искусство и мастерство человека в этой деятельности.

Таким образом, философия техники стремится объединить узкое и широкое понимание техники. В узком смысле техника есть совокупность артефактов, соз­даваемых и используемых методами инженерной деятельности.

В более широком понимании техника выступает как особый, технический подход к любой сфере человеческой деятельности, как это выявлено у В.Г. Горохова . Однако в этом случае понятие «техника» включает в свое содержание и технологию , что не позволяет с достаточной ясностью «развести» эти понятия. В дальнейшем изложении будем понимать технику, прежде всего, в ее узком смысле.

Единство человека и техники. В оценке феномена техники существует большое число подходов. Согласно натуралистическому подходу, человеку в отличие от животных недостает специали­зированных органов, поэтому он вынужден компенсировать свои недостатки созданием технических артефактов. Согласно волевой интерпретации техники, человек реализует посредством создания техники и технологических цепей свою волю к власти. В рациональном подходе техника рассматривается как сознательно (рационально) ре­гулируемая деятельность человека.

Нетрудно видеть, что каждый из этих подходов подчеркивает в сущности техники гуманитарные, “человеческие” характеристики. Поэтому техника не может быть помещена лишь в систему природных закономерностей, вне и помимо социальных отношений она существовать не может.

Во-первых, само существование техники вызвано необходимостью удовлетворения именно социальных потребностей: производства материальных ценностей, оказания услуг и т. д. Во-вторых, приводит технику в действие, взаимодействует с нею, обслуживает ее человек . Поэтому свое собственное качество техники она приобретает лишь в системе “человек - техника”. Такого рода особенности характерны для любого вида техники: производственной, транспортной, медицинской, офисной и т.д.

Таким образом, техника содержит в более или менее развернутом виде социальную составляющую, личностный фактор. Поэтому развитие техники зависит, во-первых, от развития человека как ее потенциального члена . Во-вторых, развитие техники детерминируется развитием общества, поэтому социальная составляющая - неотъемлемый компонент ее сущности. В этом наглядно проявляется процесс социализации техники .

Однако необходимо учитывать и другую сторону процесса - "технизацию" человека. Пока наши предки из далекой человеческой предыстории противостояли природе сами по себе, они не отличались от человекообразных обезьян. Когда же они начинают противостоять природе с помощью системы искусственных орудий - первобытной техники, они становятся людьми. Поэтому можно сказать, что так же, как человек создает технику, так и техника создает человека, человеческие отношения.

Техника приобретает свое собственное техническое качество лишь во взаимодействии с эксплуатирующим ее человеком. Поэтому объектом профессиональной деятельности инженера являются не просто технические системы как созданные человеком артефакты, но системы «человек - техника».

В этом аспекте становится необходимым знать, какие качества человека оказываются решающими для наиболее эффективного функционирования технических систем. Подобного рода исследования проводятся в рамках инженерной психологии, эргономики и ряда других наук. Философия здесь играет, прежде всего, методологическую роль, определяя наиболее общие подходы к решению рассматриваемых вопросов. При этом оказывается, что спор между биологизаторством и социологизаторством приобретает сугубо прикладное техническое значение, ибо по-разному формирует задачи конструктору технических систем.

Методологически-техническое значение современной философской антропологии проявляется, прежде всего, в том, что она ориентирует инженера на учет как биологических, так и социальных качеств человека. Действительно, теория и практика усилителей низкой частоты стала необходимой, в частности, и потому, что человеческое ухо не в состоянии непосредственно воспринимать высокочастотный сигнал. Такая специфика соответствия человека и технического устройства в единой системе «человек - техника» как раз и учитывается в специальных отраслях технических наук.

Социальные аспекты человека приобретают техническое значение не только потому, что каждое техническое устройство предназначено для достижения определенных социальных целей. Социальное качество техники выявляется и в том, что инженер-проектировщик, создавая техническое устройство именно как компонент системы «человек - техника» фактически конструирует алгоритм деятельности человека в конкретной технической ситуации.

Сформировавшийся в современной философской литературе подход к соотношению человека и техники позволяет рассматривать их как универсальные парные категории социальной философии.

Технократический оптимизм и технопессимизм. В 1972 году международную сенсацию вызвало опубликование «Пределов роста» - первого доклада Римского клуба на основе результатов исследования под руководством американского ученого Д. Медоуза . Доклад опрокидывал все прежние представления о стабильности и благоденствии, о целях и перспективах человеческого существования. Вывод доклада: человечество уверенно идет навстречу глобальной катастрофе, избегнуть которой можно, лишь приняв меры по ограничению роста производства, добычи и переработки природных ресурсов. «Пределы роста» показали, что рост не может продолжаться бесконечно, что человечество должно отказаться от количества в пользу качества.

За четверть века учеными разных стран по инициативе Римского клуба подготовлено около 20 докладов по исследованию глобальных про­блем современности. Эти доклады обратили внимание мировой обществен­ности не только на непосредственные угрозы природе, которые исходят из узко понятого технического прогресса. Они поставили проблему изменения самого человека, его сознания, восприятия мира, его ценностных ориента­ций. В известной мере сбылось предостережение русского философа В.В. Розанова (1856-1919), сделанное им в начале ХХ века: «Техника, присоединив­шись к душе, дала ей всемогущество. Но она же ее и раздавила. Появилась “техническая душа”... И вдохновение умерло...»

К середине ХХ столетия проблемы подобного рода осмысливались в технократических концепциях, или, как их называют по-иному, концепции технократического оптимизма . В социальной утопии Т. Веблена (1857-1929) “Инженеры и система цен” технические специалисты были представ­лены как бескорыстные служители идеи социального прогресса.

В работах Дж. Гэлбрейта “Новое индустриальное общество” и “Экономические теории и цели общества” (60-70-е годы) сформулировано понятие “техноструктуры ” как складывающейся в обществе иерархии технических специалистов - от рядового техника до руководителя сложного техниче­ского комплекса. По его мнению, техноструктура выступает как “носитель коллективного разума и коллективных решений”. Техницистские прогнозы долгое время считались достаточно реальными, ибо опирались на мощный поток научно-технического развития. Однако это развитие привело к обострению многих социальных проблем.

Поэтому концепции технократического оптимизма стали восприниматься и оцениваться критически. Такого рода оценка содержалась в ряде антиутопий («Утопия 14» К. Воннегута , «451 0 по Фаренгейту» Р. Бредбери, «О, дивный новый мир» О. Хаксли , «1984» Дж. Оруэлла «Мы» Е.И.Замятина и др.), которые показали, что изощренная техника начинает господствовать над человеком, подавляет его индивидуальность и свободу.

Философская критика технократии исходит из того, что абсолютизация роли техники и технологии неприемлема. Поэтому современная философия считает актуальным и необходимым обсуждение этических, нравственных аспектов технической, инженерной деятельности. Известный представитель немецкой “философии техники” А. Хунинг пишет: «Никогда еще прежде в истории на человека не возлагалась столь большая ответственность, как сегодня, ибо еще никогда он не обладал столь большой - многократно возросшей, благодаря технике, властью над другими живыми существами и даже над всем живым на Земле. Сегодня человек в региональном или даже глобальном масштабе может уничтожить свой собственный вид и все высшие формы жизни или, по меньшей мере, причинить огромный ущерб».

Действительно, техника ныне приобрела относительную самостоятельность, и трудно определить, кто кому служит : техника человеку или человек - технике?

Рассуждая о природе техники, Хайдеггер часто говорил об извлечении потаённого. Кажется странным: что потаённого в том, что автомобиль требует хорошей дороги и гаража? Однако человек превратился в нечто, выполняющее требования технической реальности, которая развивается по своим объективным законам, используя человека, как муравей использует хвоинку.

Интересные аналогии проводит основатель новой теории техники (названной им «технетика») Б.И. Кудрин применительно к современному гаражному строительству: появилось техническое изделие - автомобиль, которое потребовало для себя многоэтажное сооружение для обеспечения приемлемых климатических условий во время отдыха автомобиля; гигиенических установок в виде душевых устройств с шампунями и растворителями. Авто, как индивид, разборчиво в питании. На этой основе реализовано расслоение на богатых и бедных. К жилью авто стало выдвигать эстетические требования, завершая переход от примитивной «ракушки» к многоэтажному кирпичному особняку с элементами псевдоготики. Владелец авто нередко делает подарок не любимой, а автомобилю.

Следовательно, техническое перестраивает окружающий мир в направле­нии, благоприятном для себя. Оно объективно проявляет свои потребности, ко­торые человек с неотвратимостью удовлетворяет.

Или, скажем, покрыть пол лаком. Если вы впервые решили этим заняться, то первым делом постараетесь найти информацию, какие материалы инструменты позволят вам достичь желаемого результата. Вы найдете мод, где есть нужного вам платья, прочитаете инструкцию, как пользоваться лаком. Затем вы постараетесь найти описание последовательности действий. Это и есть технология.

Попробуйте представить себе, что из окружающего вас мира вдруг исчезли все инструкции. Вы, конечно, в конце концов сошьете необходимое вам платье. Но оно будет, скорее всего, совсем не таким, как вам хочется. И потратите вы на его изготовление гораздо больше времени, потому что вам придется придумывать каждый шаг. То же самое будет и при попытке сделать любой другой предмет.

Впервые термин "технология" вошел в употребление в конце XVIII века, и обозначал он именно ремесло. Ввел его немецкий ученый Иоган Бекман именно для обозначения ремесла и его составных частей. Однако технологии существовали и раньше, просто их никто так не называл. Каждый мастер просто передавал своим ученикам необходимые им знания, умения и навыки. Как правило, тонкости ремесла нигде не фиксировались, и не только потому, что книг было мало или люди в большинстве своем были неграмотны. Просто каждая мастерская стремилась сохранить свои секреты. Неожиданная гибель мастера, не успевшего подготовить преемника, могла привести к исчезновению целой отрасли. Некоторые из утраченных в прошлом ремесел так и не удалось восстановить.

В современной международной терминологии слово "технология" имеет в основном два значения. Это и методы, необходимые для производства некоего продукта, либо совокупность механизмов, сооружений, организационных приемов для высокотехнологичного производства. Этой проблемой занимаются целые отрасли науки, их также называют технологическими. Изучение технологии того или иного производства занимает основную часть времени подготовки специалистов для данной отрасли.

Технология позволяет также сделать любое производство максимально безопасным как для тех, кто на нем работает, так и для остальных жителей данной местности. При точном соблюдении технологических требований вредное воздействие на окружающую среду и здоровье людей снижается до минимума. Как правило, все несчастные случаи на производстве вызваны сбоем в той или иной части технологической цепочки. Недостаточная термическая обработка продуктов при приготовлении пищи может вызвать массовое отравление, а неправильные способы действия при управлении ядерным реактором или химическим производством - техногенную катастрофу.

В последние десятилетия объектом для применения технологий стали не только материальные предметы, но и информация. Основа любой компьютерной программы создается с помощью определенного алгоритма, разработанного предшественниками. Если же появляется абсолютно новый программный продукт, не имеющий аналогов, то одновременно с его созданием разрабатывается и технология. Именно такой способ работы позволяет развивать отрасль дальше. Программист, как и средневековый ремесленник, в большинстве случаев берет разработанную до него основу, применяет известные ему приемы и при этом что-то усовершенствует.

У любой технологии есть свой определенный цикл развития. К новейшим относятся только что разработанные и имеющие некие перспективы, пусть даже еще не апробированные. Передовая технология уже себя зарекомендовала. Затем она становится современной, наиболее распространенной в данной отрасли. Далее технология переходит в разряд не новых и даже устаревших. Для разных отраслей эти циклы различны. Кроме того, даже совсем устаревшая технология может возродиться, если в этом появится необходимость.

Эти изобретения достойны не просто нашего внимания, но и успеха на мировой арене. Ведь эти технологии могут круто изменить наш образ жизни. Хорошая новость – их не придется ждать долгие годы, потому что они уже здесь и готовы к использованию!

15. Светящиеся растения

На протяжении долгого времени ученые искали более дешевые и эффективные методы искусственного освещения. Наконец, они добились успеха. Им удалось создать несколько видов растений, которые излучают свет в темноте. Такие растения можно использовать в городской среде, чтобы сократить расходы на электричество. Не говоря уже о том, что каменным джунглям немного растений не помешает.

14. Вертикальные фермы

Чтобы убедиться, что человечество всегда будет обеспечено здоровой и свежей пищей, ученые и фермеры объединились и создали инновационный метод ведения сельского хозяйства. От традиционного он отличается тем, что растения выращиваются в закрытом помещении, при этом уклон делается на экономию пространства. Благодаря этому методу люди в городах смогут выращивать еду сами или покупать свежие продукты в магазинах в любое время года.

13. Интернет с воздушного шара

Около четырех миллиардов людей в мире все еще не обладают доступом в интернет. Крупные интернет-компании регулярно придумывают новые способы, как сделать интернет доступным во всех уголках Земли. Так появилась идея запустить в атмосферу воздушные шары, которые будут «доставлять» интернет в труднодоступные районы. Такой проект поможет жителям развивающихся стран лучше ознакомиться с окружающим миром и найти более высокооплачиваемые рабочие места.

12. Биотехнология

Биотехнология – это отрасль науки, которая ищет возможности объединения технологий и живых организмов для использования в полезных целях. Полезные продукты варьируются от пищи, включая сыр, йогурт и кефир, до лекарств и биологических сенсоров. Биотехнология продолжает совершенствоваться и предлагать новые решения. На данный момент в биотехнологии популярна идея зерновых культур, устойчивых к засухам и содержащих больше витаминов.

11. Виртуальная реальность

В виду популярности видеоигр, игровые компании постоянно разрабатывают все более изощренные способы подарить игроку незабываемый опыт. Их главная цель – заставить нас почувствовать, что мы живем в игре, а не сидим дома перед монитором. Чтобы добиться этого эффекта, различные компании выпускают самые разные продукты для погружения в виртуальную реальность. Один из самых интересных вариантов – маска, которая во время игры позволяет даже почувствовать ароматы дикой местности.

10. Мясо из пробирки

Многие люди прекращают есть мясо, потому что не хотят навредить животным. Им на радость ученые придумали метод, который позволяет создавать мясо в лаборатории. Мало того, что это урезает ресурсы и энергию, которые тратятся на выращивание животного, это мясо более полезное и на вкус ничем не отличается от настоящего. Не говоря уже о том, сколько на планете освободится места, когда исчезнут животноводческие фермы.

9. Экзоскелеты

Конечно, нам еще далеко до костюма Железного Человека, но первые шаги уже сделаны – экзоскелеты больше не предмет фантазии, а самая настоящая реальность. Они возвращают людям с травмами позвоночника возможность ходить и наслаждаться жизнью в полной мере. Со временем эти примитивные экзоскелеты станут только лучше – проще в использовании, удобнее и дешевле.

8. Устройства, управляемые силой мысли

Если вы постоянно забываете, куда положили смартфон – эта новость придется вам по душе. Ученые разработали метод, который позволяет управлять приборами силой мысли. Эта технология впервые была испробована на людях, которые утратили подвижность. Она оказалась настолько успешной, что уже в 2004 люди играли в пинг-понг силой мысли. Такая технология определенно упростит нам жизнь, не говоря уже о том, какие возможности она открывает для видеоигр будущего.

7. Сверхскоростной транспорт

Мир не устает расширяться, и все чаще мы испытываем необходимость оказаться в двух местах одновременно. Поэтому человечество постоянно ищет способы более быстрого передвижения. Один из лучших примеров новых технологий в этой области – гиперпетля Илона Маска. Она обещает быть настолько быстрой, что шестичасовой путь от Лос-Анджелеса до Сан-Франциско будет преодолеваться за тридцать минут. И это не единственный подобный проект, находящийся в разработке.

6. Изменение генома

Из-за того, что рождается все больше людей с генами, которые усложняют им жизнь и повышают риск смертности, генетики создали технологии, которые позволяют «вырезать» вредные гены, добавлять новые и «включать и выключать» уже имеющиеся. И это не просто способ сделать ллюдей здоровыми – эта технология может помочь людям, которые, например, всегда мечтали быть спортсменами, но лишены необходимых генов. Конечно, такая процедура не гарантирует результат на 100%, и людям все еще придется много работать, чтобы овладеть желаемыми навыками.

5. Современное опреснение

Хотя люди уже давно научились добывать питьевую воду при помощи опреснения, старые методы слишком трудоемкие и недостаточно эффективные. Теперь у человечества сложилось более глубокое понимание физики и химии, и ученые создали более эффективные способы опреснения воды. Теперь это можно делать не только быстрее и дешевле, но и с дополнительными преимуществами. Среди них – бесплатные полезные ископаемые. Да, в воде их полно, и опресненная вода может стать дешевым источником полезных ископаемых, необходимых для производства. Плюс, миллиарды тонн опресненной воды могут напоить всю планету.

4. Настоящий трикодер

Если вы фанат научной фантастики, то наверняка знакомы с этим устройством из «Стартрека». Именно его персонажи сериала использовали для измерения медицинских показателей. Реальная версия этого прибора умеет измерять кровяное давление, насыщение крови кислородом, пульс, температуру, дыхание, а также диагностировать 12 заболеваний, включая ветрянку и ВИЧ.

3. Дроны в сельском хозяйстве

Все больше и больше фермеров просят помощи у современных технологий. Одним из таких помощников стали дроны. Хотя внешне они напоминают тех, которые используются в армии и кинопроизводстве, функционал у них сильно отличается. Их главная задача – делать инфракрасные снимки, которые позволяют фермерам определить, где семена прорастают успешно, а где начинаются проблемы. Некоторые компании создают сельскохозяйственных дронов, которые смогут уничтожать вредных насекомых, плесень и прочие неприятные для урожая вещи.

2. Супер материалы

С более глубоким пониманием химии мы научились создавать новые, потрясающие материалы. В их число входит графен – материал, который состоит лишь из одного слоя атомов углерода. Благодаря такой толщине, он легко растягивается, обладает высокой теплопроводностью и при этом он в 200 раз крепче стали. Графен может использоваться в создании… да чего угодно. Графен сделает бронетехнику, одежду, компьютеры и многие другие вещи намного лучше и куда более долговечными.

1. 4D принтеры

Вы наверняка слышали о 3D принтерах. Но вряд ли вы знаете о существовании 4D принтеров. Оба выполняют одну задачу – печатают материалы или специальные предметы – но 4D создает объекты, которые способны изменяться под внешним воздействием. Дело в том, что условия жизни постоянно меняются, и то, что нам было нужно вчера, может уже не понадобиться через год. Чтобы избежать создания вещей, которые прослужат лишь короткий срок, исследователи создали принтеры и материалы, которые удивительным образом адаптируются ко всем типам перемен в окружающей среде, повреждениям и другим потенциальным опасностям.

Комментарии к записи Зачем использовать информационные технологии в образовании? отключены

Зачем преподавателю нужно тратить время на освоение новых технологий? Зачем вообще нужны эти технологии, если десятилетиями все прекрасно обходились без них?

Учителя часто относятся к новым технологиям довольно критично. Не хотят ничего менять, не считают нужным тратить время и силы на их освоение и — главное - не видят необходимости в применении ИКТ.

Многие считают технологии ненадежными. Программы зависают, Wi-fi становится недоступен в самое неподходящее время, пароли теряются, да и просто все работает не так, как должно. Все это имеет место быть, но, тем не менее, технологии могут дать нам массу преимуществ, если мы научимся использовать их рационально.

Для применения технологий в образовании есть множество причин, причем причин весьма веских, и в этой заметке я хотела бы перечислить некоторые из них.

Технологии позволяют сэкономить время. Если Вы автоматизируете то, что Вам приходится делать снова и снова, у Вас высвободится огромное количество свободного времени. Например, Вы можете записать видео с объяснением материала, и Вам не придется объяснять его в классе. Задайте учащимся просмотреть видео и, при необходимости, законспектировать материал в качестве домашней работы, а в классе уделите время практическим заданиям и обсуждению сложных моментов. Используя инструменты для записи голосовых комментариев, такие как Kaizena, Вы сэкономите массу времени, так как Вам больше не надо будет писать комментарии к работе от руки, достаточно будет просто надиктовать их. Многие имеют функцию автоматической проверки тестов, что избавляет преподавателя от большого количества рутинной работы.

Технологии позволяют вывести совместную работу на новый уровень. Огромное количество инструментов в настоящее время дают возможность работать совместно, позволяя участникам присоединиться к работе где бы они ни были, в любое удобное для них время. Ваши учащиеся могут работать совместно друг с другом и с Вами. Вы можете сотрудничать и обмениваться опытом с преподавателями по всему миру, используя социальные сети и программы для видео-конференций.

Технологии позволяют обеспечить индивидуальный подход. Традиционная классно-урочная система подразумевает, что все учащиеся одного класса в одно и то же время выполняют одинаковые задания, и получают одинаковую домашнюю работу. Это привычная модель обучения, но не единственная возможная. Более того, не всегда оптимальная. Благодаря новым технологиям, учащиеся могут работать в удобном для них темпе. Так, если они слушают записанную преподавателем лекцию дома, то могут делать паузы, и прослушивать повторно сложные моменты или всю лекцию необходимое количество раз.

Нет необходимости всем работать с одним и тем же материалом одинаково глубоко. Например, Вы изучаете какой-то исторический период. Есть минимуму — определенный набор дат, имен и фактов - который необходимо знать всем учащимся. Далее, в зависимости от интересов и предпочтений, каждый из учащихся может детально изучить какую-то одну область, например, музыку, литературу или медицинские открытия той эпохи. После изучения темы Вы можете провести тест, проверяющий, усвоили ли учащиеся необходимый минимум. Далее, чтобы продемонстрировать свои знания, учащиеся могут создать , интерактивный плакат, анимированное видео, цифровую историю, или инфографику, чтобы рассказать о том, что они исследовали дополнительно.

Технологии позволяют учащимся научиться работать самостоятельно. Когда учащиеся смотрят и конспектируют учебные видео, они начинают понимать, как именно они учатся лучше всего. Им не нужно ждать, пока материал раздадут в классе, так как все в любой момент можно скачать из или . Не говоря уже о том, что многие технологии, например, такие сервисы как Quizlet , позволяют учащимся создавать собственные учебные материалы. В процессе самостоятельной работы ученики приобретают ценные навыки, которые пригодятся им для обучения в дальнейшем. Мир становится все более информационно насыщенным, и меняется все быстрее, а значит, им всю жизнь необходимо будет учиться и переучиваться. Чем быстрее они научатся делать это эффективно, тем лучше.

Использование современных технологий на уроке способствует развитию информационной грамотности . Технологии проникают в самые разные сферы нашей жизни. Во многих профессиях, даже, казалось бы, напрямую не связанных с IT, умение грамотно использовать технологии становится необходимостью. Есть точка зрения, что современные учащиеся, относящиеся к , сами смогут во всем разобраться. Но это не совсем так. Большинство научатся только самым простым вещам, причем преимущественно связанным с потреблением контента, а не его созданием.

К тому же есть вещи, о которых многие из них не слышали, и о которых наверняка захотят узнать больше, например, . Не говоря уже о том, что далеко не все дети (а судя по некоторым страничкам в социальных сетях, и далеко не все взрослые) слышали о таких вещах, как безопасность и конфиденциальность в Сети, и не задумываются о том, как «цифровой след» может повлиять на их дальнейшую жизнь.

Технологии позволяют повысить мотивацию и заинтересованность . Технологии позволяют нам сделать традиционные задания более интересными и интерактивными. Безусловно, можно проверить знания, просто проведя опрос или письменный тест. Но можно и организовать при помощи сервиса Kahoot, который, благодаря звуку и графике, делает проверку знаний похожей на увлекательную игру. Почему бы не воспользоваться этой возможностью?

Новые возможности для детей с особыми потребностями. Здесь я подразумеваю не только тех, кому в силу психологических или физических особенностей сложно справляться со школьной программой, но многих других. Например, спортсменов, которые посвящают львиную долю времени тренировкам; детей-актеров, которые часто уезжают на съемки; тех, чьи родители часто переезжают, или живут на две страны; одаренных детей, которые хотели бы уделять больше времени дополнительным занятиям; детей, которым необходимы частые госпитализации. Технологии позволяют сделать процесс обучения более гибким, дают возможность учиться в любом месте, в любое удобное время, что крайне важно в ситуациях, когда традиционное обучение становится затруднительным.

Технологии открывают новые перспективы . Сейчас любой из нас бесплатно или за очень умеренную сумму может сделать то, что еще пару десятков лет требовало огромных финансовых вложений и серьезных связей. Мы можем записывать и выпускать собственное радио-шоу, общаться с людьми из разных стран и экспертами в различных областях, проводить среди тысяч людей.

Писателю больше не нужно искать издательство, которое бы его заметило и опубликовало. Художнику больше не нужна галерея, чтобы продать свою картину. Для того, чтобы создать собственный сайт, сейчас необходимы минимальные технические навыки. Для того, чтобы Ваш видео-ролик стал доступен миллионам, достаточно просто выложить его на . Технологии дают нам такие возможности, о которых мы 10-15 лет назад и мечтать не могли, и расширяют наши горизонты. Для преподавателей это очень важно, так как их всегда сковывали масса ограничений, касающихся и профессионального роста, и получения дополнительного заработка, и самовыражения.

Благодаря технологиям ограничений становится все меньше, а возможностей — все больше. Так почему бы ими не воспользоваться?

Зачем нам нужна технология? Уроки технологии - это уроки жизни. Этот школьный предмет дает девочкам необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни. Я считаю, что технология в школе – очень нужный предмет. Он позволяет учащимся «отдохнуть» от точных наук, больше поработать руками, нежели головой, хотя и в нашем деле ясный ум не повредит, а только поможет. А еще известно, что нервные окончания мозга находятся на кончиках пальцев, поэтому, работая руками, мы развиваем и наш ум. Занимаясь разными видами деятельности на уроках, учащиеся имеют возможность попробовать себя в разных творческих профессиях, понять, что их привлекает в жизни. Я думаю, что наш предмет сыграет свою роль при дальнейшем выборе ребятами будущей профессии. Но самое главное, что несет наш предмет – это возможность творчества. В наше время прикоснуться к прекрасному, создать своими руками красивую вещь, сделать кому-то подарок своими руками – поистине глоток воздуха в нашем техногенном мире. Хочется, чтобы народные промыслы, ручной творческий труд не ушли в прошлое, а возрождались вновь и вновь, неся людям радость.


Создание одежды – это сложный многоэтапный процесс, в котором заняты специалисты самых разных профессий. Художники-модельеры проектируют новые модели одежды. Модельеры – конструкторы разрабатывают чертежи конструкций этих моделей, по которым затем изготовляются лекала для кроя. Инженеры-технологи продумывают в деталях весь процесс технологического исполнения моделей. Портные непосредственно занимаются пошивом одежды, т. е. специалисты, которые могут выполнить технологическую обработку любого узла одежды и собрать все детали в готовое изделие. Дизайнеры одежды, интерьера, ландшафта. Выбор ткани – дело сложное. Не каждая ткань подходит по фактуре, расцветке, предназначению. Голубые глаза становятся ярче от голубых и синих цветов, а карие кажутся более глубокими и выразительными в сочетании с коричневыми тонами одежды. Белый цвет делает, светлую блондинку несколько белесой, особенно зимой и весной, когда сходит загар, но одновременно подчеркивает нежность ее кожи; шатенку с бело-розовой кожей белый цвет, безусловно, освежит; брюнетку с такими же типом кожи он сделает фарфорово-белой, а волосы ее выгодно выделит. Синий цвет прекрасно подходит белокожим, а вот для темной кожи он не годится – подчеркивает желтизну лица. Блондинкам, как правило, идет голубой и синий цвет, золотистые волосы прекрасно сочетаются с зеленым; шатенок выгодно оттеняет розовый и гранатовый цвет; брюнеткам к лицу красный, вишневый, зеленый, желтый. Выбор ткани значительно зависит от особенностей фигуры: светлые тона несколько полнят, темные делают ее более стройной.


Термины, которые используются при шитье. При машинных работах. Обметать – обработка открытых срезов зигзагообразной строчкой, это предотвращает их осыпание. Обстрочить – отделочная строчка по краю изделия или детали. Можно обстрочить клапан, пояс или карман. Настрочить – соединение двух деталей настрочным швом. Застрочить – закрепление машинной строчкой подогнутого края или припуска на шов. Втачать – соединение стачных швом двух деталей по выпуклым и вогнутым срезам. Обтачать – соединение обтачным швом двух деталей, которые в дальнейшем вывертываются. Притачать – соединение стачным швом мелкой детали или части детали с основной либо более крупной. Стачать – соединение стачным швом двух или нескольких деталей, приблизительно одинаковых по размеру, также двух срезов одной детали. При ручных работах. Сметать – временное соединение двух или нескольких деталей сметочными стежками. Приметать – временное прикрепление к основной детали мелкой сметочными стежками. Наметать – временное соединение двух деталей сметочными стежками. Этот прием используют, как правило, тогда, когда одна деталь с подогнутым краем накладывается на другую. Заметать – временное закрепление подогнутого края сметочными стежками. Вметать – временное соединение двух деталей сметочными стежками по выпуклым и вогнутым линиям. Пришить – прикрепление к изделию фурнитуры, украшения, отделки.


Техника безопасности Иглы и булавки 1. Иглы хранить в подушечке или игольнице. 2. Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку. 3. Знать количество иголок, булавок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие. 4. Во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку, нельзя брать в рот, не вкалывать в одежду, мягкие предметы, стены, занавески, не оставлять иголку в изделии. 5. Не шить ржавой иглой. Она плохо проходит в ткань, оставляет пятна и может сломаться. 6. Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок в направлении от себя, чтобы при движении рук вперед или в стороны не наколоться. 7. Перед примеркой проверить, не остались ли в изделии булавки или иголки. Ножницы 1. Ножницы хранить в определенном месте – на подставке или рабочей коробке. 2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия. 3. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами. 4. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями. 5. Следить за движением и положением лезвий во время работы. 6. Использовать ножницы только по назначению.


Санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при работе на швейной машине Санитарно-гигиенические требования 1. Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди. 2. Сидеть за машиной надо прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперед. 3. Стул должен стоять против иглы. 4. Расстояние между работающим и машиной должно быть см. 5. Ноги должны опираться всей ступней на пол или подставку. Правила безопасной работы 1. Волосы спрятать под косынку. 2. На швейную машину не класть посторонние предметы. 3. Перед работой проверять, не осталось ли в изделии булавок или игл. 4. Не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям швейной машины. 5. Следить за правильным положением рук, ног, корпуса. 6. Перед работой проверять исправность электрического шнура. 7. При включении электродвигателя машины в электрическую сеть и выключении ее браться только за корпус штепселя. 8. Осторожно обращаться с пускорегулирующей педалью, нажимать на нее плавно, без рывков.


Правила работы на швейной машине. 1. Маховое колесо вращать только на себя. 2. Толщину нитей и иглы подбирать в соответствии с тканью. 3. Проверять степень натяжения верхней нити, величину стежка, вид машинной строчки. 4.Заправлять нити в точном соответствии с инструкцией к швейной машине (нити верхней и нижней заправки должны быть одного номера и желательно одного цвета). 5. Помнить, что при шитье деталь изделия должна находиться с левой стороны от работающего, а припуски на швы с правой стороны. 6. Под лапку подкладывать ткань, делать прокол иглой, опускать лапку, выводить нити за лапку с концами длиной 810 см. 7. По окончании работы поднимать иглу и лапку, отодвигать ткань в сторону, подтягивать нити и обрезать их, используя нож, расположенный на рукаве швейной машины. 8. Не допускать работу швейной машины, когда ткань сошла с зубцов ее рейки. 9. По окончании работы подложить кусочек ткани под лапку и выключить электрическую швейную машину. Правила безопасности при работе электрическим утюгом 1. Перед работой утюгом проверить исправность шнура. 2. Утюг включать и выключать сухими руками, берясь за корпус вилки. 3. Ставить утюг на подставку. 4. Следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура. 5. По окончании работы утюг выключить.