История архитектуры. Вилла адриана - загородная резиденция римских императоров Вилла адриана в тиволи история создания

Вилла Адриана (Villa Adriana) в Тиволи – одна из самых примечательных античных построек на территории (Lazio). Строение относится к II веку нашей эры. Несмотря на полуразрушенное состояние, привлекает размахом архитектурного замысла и совершенством его воплощения.

Римскому императору Адриану (Publius Aelius Traianus Hadrianus), знаменитому философу античности, была ненавистна роскошь и сутолока дворца на Палатинском холме. Требовался уголок для уединенных размышлений и занятий науками на лоне природы.

Так возникла идея построения загородной резиденции. Место для нее было выбрано неподалеку от городка Тибур (Tibur), ныне Тиволи (Tivoli), и манило прелестным ландшафтом и умиротворяющей тишиной, милой сердцу императора-философа. Землей владела по наследству супруга Адриана – Вибия Сабина. Ранее здесь находилась усадьба II-I века до нашей эры. Атриум старой виллы было решено сохранить , другие помещения император перестроил и расширил в соответствии со своими предпочтениями.

Строительство началось в 118 г. и продолжалось до самой смерти Адриана в 134 г. Легенда гласит, что проект своей виллы правитель разработал самостоятельно . Теперь уже сложно установить, так ли было на самом деле, но его активное участие в этом деле очевидно.

Резиденция включает более 30 объектов, все они носят названия провинций Римской империи, посещенных Адрианом.

Превыше всего император ценил свой покой, благодаря чему вилла имеет разветвленную систему подземных ходов для прислуги и телег с припасами. Адриан не хотел, чтобы голоса прислужников и скрип тележных колес беспокоили его семейство и гостей.

Сооружения виллы

Первоначальная площадь виллы составляла 300 га, из которых сооружения занимали 1 кв. км. На сегодняшний день сохранилась только пятая часть комплекса . Мы не знаем доподлинно, в честь каких именно провинций называл строения своей виллы привередливый император. Точно идентифицирована лишь Канопа (Canopus) , остальное – предположения исследователей, не подтвержденные строгими доказательствами.

Основным строительным материалом виллы служил местный известняк тибуртин . Для арок и других архитектурных элементов использовалась плинфа – тонкоплиточный кирпич толщиной 2,5 см. Непосредственно к вилле ведут два пути: кипарисовая аллея и асфальтированная дорога неподалеку от старого сада с оливковыми деревьями.

Печиле

Печиле (Pecile) – прямоугольная площадь размерами 232 на 97 м , расположенная за мощной девятиметровой стеной недалеко от входа. Когда-то была окружена стеной с изящными двусторонними портиками, которые сейчас разрушены почти полностью. В центре площади находится небольшой пруд. Не исключено, что сооружение являлось имитацией древнегреческого стадиона . К Печиле примыкает Ченто Камерелле (Cento Camerelle) – «сто комнатушек» для рабов, обслуживавших императорское семейство и гостей.

Подземная дорога

В нижней части Ченто Камерелле найдена подземная дорога, ведущая к Большим (Grandi Terme) и Малым Термам (Piccole Terme), отделенным друг от друга небольшим двориком.

Исследователи предполагают, что Термы предназначались для раздельного купания мужчин и женщин.

В банных помещениях сохранились остатки систем отопления двух типов – сухого (нагретый воздух) и влажного (горячий пар). Площадка рядом с Большими Термами – палестра – предназначалась для упражнений в борьбе и фехтовании . Здесь же находился закрытый зал для игры в мяч.

Претория

Позади Больших Терм располагается Претория – многоэтажное помещение для императорской гвардии. Это наиболее хорошо сохранившаяся часть виллы.

Канопа

Прототипом Канопы (Canopo) является египетское поселение Каноб (ныне Абукир), где утонул Антиной, фаворит императора. Это самый интересный из объектов усадьбы, представляет собой пруд размерами около 100 на 20 м , украшенный по периметру скульптурами и колоннами (не сохранились). Около Канопы был построен Серапеум – имитация египетского храма Сераписа. Со свода Серапеума можно насладиться отличным видом на Термы и Канопу с рядом раскидистых пиний.

Музей Канопы

Музей Канопы располагается в античных зданиях трактиров (tabernae), окружающих ее долину справа. Содержит небольшую коллекцию древнегреческих статуй и римских слепков, жемчужина которой – копия статуи Венеры Книдской.

Золотая площадь, расположенная в северо-восточной части виллы, представляет собой просторный атрий с двойным портиком, открытая часть которого состояла из шестидесяти гранитных и мраморных колонн. На одной стороне ее находится имперский зал с хорошо сохранившимся куполом на восьми мраморных колоннах и вестибюль с изысканными мозаиками пола.

Морской Театр (Teatro Marittimo) отличается затейливой архитектурой – круглое помещение на круглом острове, обрамленном водным каналом и стеной цилиндрической формы с круглой колоннадой. Мосты, ведущие к острову, управлялись только изнутри. Предполагается, что здание на острове использовалось для уединения императорского семейства, поэтому его часто называют Островной виллой.

Дальнейшая судьба

Адриан предпочел поселиться в загородной усадьбе, отсюда и правил империей до заката своих дней. Его потомки не увлекались философией, поэтому использовали ее только как летнюю резиденцию . В конце III в. вилла была отреставрирована императором Диоклетианом (Aurelius Valerius Diocletianus), позднее Константин Великий (Flavius Valerius Aurelius Constantinus) вывез отсюда некоторые произведения искусства для своего дворца в Константинополе. В VI в. остготы и византийцы разбивали здесь походные лагеря, вилла разрушалась и приходила в запустение. В средние века жители Тиволи использовали ее в качестве источника строительных материалов для своих домов.

Впервые археологические раскопки были проведены лишь в XVI в., тогда же по приказу кардинала Ипполито II (Ippolito II d’Este) с усадьбы было вывезено множество статуй и мраморных колонн для украшения в Тиволи. В XVIII в. часть виллы Адриана принадлежала графу Джузеппе Феде (Giuseppe Fede), который высадил кипарисы, растущие там до сих пор. С 1870 г. вилла является государственной собственностью Италии, с 1999 г. – объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

  • Портики виллы были умышленно занижены, чтобы император, человек небольшого роста, мог чувствовать себя высоким и величественным.
  • Здесь было найдено множество ценнейших античных статуй – Антиной (Antinous, Капитолийский музей), Диана-охотница (Diana, Лувр), Дискобол (Diskobolos, Британский музей).
  • На территории виллы проводились съемки фильма «Новости о раскопках» (2010 г.).

Как добраться

Вилла Адриана находится в 4 км от Тиволи. Добраться можно автобусом №4, идущим от центральной площади города. Расписание автобусов вывешено на сайте www.cattivoli.com .

  • Проще и познавательней – – вас заберут из отеля и покажут все виллы в Тиволи, расскажут интересные факты и довезут обратно.
  • Пошаговая инструкция, .
  • Если желаете добираться самостоятельно, самый быстрый и комфортный способ – заказать трансфер у Сержио Рим-Тиволи за 60 евро, время в пути около 45-60 минут.

Время работы и билеты

Вилла открывается в 9:00, закрывается за полтора часа до наступления темноты. Стоимость билета 8 евро, граждан Евросоюза – 4 евро, в период проведения ежегодной выставки (с апреля по октябрь) – 11 евро (льготный 7 евро). С марта по октябрь проводятся экскурсии для школьников по 1 евро с человека. В первое воскресенье каждого месяца вход бесплатный . Выходные дни – 1 января, 1 мая и 25 декабря.

  • Официальный сайт виллы Адриана: www.villa-adriana.net

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

В душе человека заложено стремление к прекрасному, иначе не объяснить тот факт, что в любые времена люди стремились к красивым пейзажам, которые радовали глаза, а не только к тем, что разум призывал выбрать в целях удобства защиты от противников и диких зверей. Жизнь в мегаполисе, таком, каким был в начале первого тысячелетия Рим, была похожа чем-то на жизнь в столице сейчас, неудивительно, что богатый римлянин стремился иметь еще виллу на Рублевке у моря или в горах, где тишина, красивые виды и чистый воздух восстанавливают душевное равновесие. В общем, можно тут процитировать Бродского:"Если выпало в империи родиться, лучше жить в глухой провинции, у моря."
Стоит вспомнить, что в Древнем Риме двести лет отмечали 1 мая День капусты, потому что император Диоклетиан 1мая 305 года отказался от престола, чтобы тихо сидеть на своей вилле и выращивать капусту.

Тиволи, место в 24 километрах от Рима стало одним из излюбленных мест для строительства вилл благодаря своим чудесным пейзажам. Во времена романтизма, когда живописцы путешествовали в поисках дивных видов для картин, оно привлекло многих.
Ван Виттель. Вид Тиволи.



Якоб Хаккерт. Вилла Мецената.

Якоб Хаккерт. Большой каскад в Тиволи.
Тиволи встречает полями маков.

Самой большой была вилла императора Адриана. Какой она была, можно увидеть по макету-реконструкции. Раскопки древних вилл начались в 16 веке, на вилле Адриана было найдено много античных статуй, именно здесь были найдены Дискобол, Антиной, Капитолийские кентавры, Версальская Диана. Многое было отвезено отсюда позже на виллу кардинала Д.Эсте, которую мы увидим далее.
Громадное хозяйство с дворцами, библиотеками, домиками для гостей, общественными банями и двумя театрами занимало долину, которая расстилается под холмом, где стоит город. Император Адриан правил в конце своей жизни Римской империей прямо отсюда.

Вилла была построена между 118 и 134 гг. на краю известняковой террасы, тянущейся от Тибуртинских гор до римской равнины. На сегодняшний день сохранилась лишь пятая часть из 300 гектаров первоначальной площади виллы.

Названия многих частей виллы были даны императором Адрианом в честь наиболее запомнившихся ему мест Римской империи. Их перечень был помещён в книге «Августовская история» Элио Спарциано.

Публий Элий Траян Адриан был славным воином, преемником Траяна, который его усыновил перед смертью для преемственности власти. За свою жизнь он по делам службы побывал во всех концах империи, и в Африке, в Мавритании, и на Рейне, в Галлии, В Афинах и в Иерусалиме. При Адриане провинции активно застраивались, в Риме был сооружен мавзолей Адриана (ныне замок Святого Ангела), он воздвиг Адрианов вал для охраны границ со стороны Галлии, разделил империю на 4 части со своими консулами, которые должны были быть исключительно римлянами.
Этот деятельный император вошел в историю еще тем, что первым носил бороду, чтобы скрыть дефекты лица и в фаворитах держал красавца Антиноя, утонувшего при невыясненных обстоятельствах. Антиной так был ему мил, что было найдено порядка пяти тысяч его скульптурных изображений, которые император установил по всей империи.
Эту античную голову многие рисовали, когда учились академическому рисунку, по ней можно было понять идеалы красоты того времени.

Что же касается привычек иметь фаворитом, то тогда это было делом обычным. Платон в своих диалогах с Сократом, а именно в "Пире"объясняет стемление к лицам своего пола просто. Если нам известна история о яблоке, которое боги разделили и то, что каждый стремится найти свою половинку яблока, то в античные времена смотрели на это шире, чем сейчас. Яблоко могло состоять из двух женских особей, а могло и из двух мужских, потому совсем не обязательно было искать половинку противоположного пола.

По останкам былого можно составить представление о красоте виллы в те времена, когда она не была еще величественными развалинами.

Осоьенно приятное место - бассейн, окруженный статуями. Пространство здесь уютное и соразмерное человеку. Архитекторы знали толк в строительстве вилл.

Можно только представить, какой была вилла во времена императора Адриана. Большая территория, много строений, зелени, прудов, цветов. Это был небольшой город со всем необходимым для императора. Сегодня сохранилась лишь пятая часть того масштаба и великолепия.

Вилла императора Адриана (Villa Adriana), фото Sergio & Gabriella

В двадцати пяти километрах от стоит небольшой город Тиволи. В окрестностях городка сохранился архитектурный комплекс II века н.э. – античная вилла императора Адриана (Villa Adriana).

История создания виллы

Эта вилла была задумана Адрианом как место уединения, душевного отдыха от суеты многолюдного Рима. Император был деятельным человеком – политиком, оратором, искусным охотником, архитектором-самоучкой. Виллу он проектировал сам, а построена она была в 118-134 годах.

Будучи увлечённым путешественником, Адриан решил воссоздать на площади в 1 кв.км многие чудеса, которые ему довелось видеть в поездках по миру. В комплекс вошло около тридцати различных строений, копирующих в миниатюре уголки Греции, Египта, загадочной Азии. Названия этих построек повторяли имена мест, которые запомнились императору; в их облике смешалось множество архитектурных стилей и направлений.

Макет виллы, фото enrico

На виллу привозили статуи работы греческих мастеров. Некоторые из античных пластических произведений сейчас установлены на территории виллы, самые ценные выставлены в Музее Канопы. Значительную часть скульптур Константин I вывез в Константинополь, многие из них были расхищены варварами в VI веке.

Комплекс возводили из местного известняка. Строения были расположены на разных уровнях на известняковой террасе, которая постепенно переходила в долину. Император хотел покоя, но для обслуживания виллы требовалось участие множества слуг. Чтобы не нарушать покой властителя суетой, для прислуги были проложены подземные коридоры.

Что можно посмотреть на вилле сегодня

Печиле - огромная площадь 232×97 м с озером в центре, фото JeanDE INES

Сохранилась прогулочная площадь Печиле (Pecile) с бассейном в центре, которая когда-то была окружена стеной с изящными портиками.

Ченто камерелле («сто комнатушек») - маленькие помещения для рабов, фото Francesco

Ченто Камерелле (Cento Camerelle) примыкает к Печиле. Это «сто комнатушек» для рабов, которые обслуживали императорское семейство и гостей.

Большие термы - бани для мужчин, фото valerio pacchiarotti

В нижней части Ченто Камерелле проходила подземная дорога, которая вела к Большим (Grandi Terme) и Малым Термам (Piccole Terme). Бани разделял небольшой дворик, так как они предназначались отдельно для мужчин и женщин.

Претория - комплекс в несколько этажей, фото Jean-DE INES

За Большими Термами находится Претория, наиболее хорошо сохранившаяся часть виллы. Это многоэтажное помещение для императорской гвардии.

Морской театр, фото Pia M. — Vittoria S.

Морской театр или Островная вилла – изящный островок, окружённый колоннадой и кольцевидным каналом (император любил уединяться на этом острове).

Пережил века атрий Золотая Площадь, увенчанный парусным куполом. Остались фрагменты библиотеки, залы для торжеств и приёмов, храмы.

Канопа - водоём размерм 119×18 м, фото Jean DE INES

Здесь утонул фаворит Адриана Антиной, фото Jean-Pierre Dalbera

Канопа (Canopo), фото Rivale67

До сих пор на территории виллы существуют древние искусственные пруды и каналы, в том числе – легендарный водоём Канопа (Canopo). Сооружение напоминает египетское поселение Каноб около современного Абукира, в котором утонул Антиной – фаворит императора (на территории виллы было найдено несколько статуй, изображающих Антиноя). Вдоль водоёма помещены слепки 4-х кариатид и 2-х силенов.

Туристы могут увидеть остатки Греческого театра, широкий канал, ведущий вдоль всей территории к храму Сераписа, старинный оливковый сад и кипарисовую аллею, посаженную в VIII веке.

Здание с тремя экседрами, предназначение которого остаётся неизвестным, фото valerio-pacchiarotti

Грандиозная территория античного ансамбля, яркие архитектурные формы и великолепное скульптурное оформление сделали виллу Адриана уникальным памятником римской культуры. Из трёхсот гектаров, которые занимали строения и сады, сохранилась лишь пятая часть. Комплекс разрушен временем и людьми. Объект Villa Adriana внесён в реестр ЮНЕСКО.

Скульптуры, фото SDB79

Время работы

Вилла Адриана открыта ежедневно с 09:00.
Время закрытия — за 1,5 часа до наступления темноты.

Выходные дни – 25 декабря, 1 января, 1 мая.
Точную информацию смотрите на сайте .

Билеты

Полный билет — €8;
льготный — €4.

В период проведения ежегодной выставки (с апреля по октябрь)
полный — €11;
льготный — €7.

В первое воскресенье каждого месяца вход бесплатный.

Как доехать

Ехать от вокзала Термини в Тиволи на поезде чуть больше 1 час. Поезда от вокзала Тибуртина отправляются чаще и ехать около 1 часа. Ваша остановка — Tivoli.

Билеты можно купить в вокзальных автоматах, в газетных киосках или на сайте железных дорог Италии . Не забудьте их прокомпостировать в автоматах, расположенных в начале платформ. Действительны они в течение 6 часов с момента компостирования.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Недалеко от итальянского города Тиволи, который расположился в нескольких километрах от Рима, находится древняя вилла — Villa Adriana (Вилла Адриана). Римский император Адриан правил во II веке нашей эры, с 117 по 138 год. Он прослыл мудрым политиком, сторонником экономических и культурных преобразований. В годы его правления по всей стране было построено множество удивительных, интересных зданий, ставших архитектурными шедеврами своего времени, многие из них сохранились и до наших дней.

С имперским размахом

Проектировалась с большим размахом — в духе римских императоров, стремившихся даже посредством архитектуры подчеркнуть свое превосходство над остальным миром. Вилла располагалась на огромной территории в один квадратный километр и представляла собой целый комплекс строений. Она возводилась на месте старинной республиканской усадьбы (2-1 в. н. э.), развалины которой сохранились лишь частично. Да и сама вилла императора Адриана со всеми ее зданиями была безжалостно разрушена временем и сегодня составляет лишь небольшую часть былого великолепия. Но, даже не смотря на это, осмотр всего комплекса может занять целый день.

Город Тиволи назывался раньше Тибур, а местный известняк, из которого строили виллу тибуртином. И весь комплекс, по сути дела, расположен на большой известняковой террасе, которая плавно спускается в долину.

На территории виллы были построены библиотеки, Морской театр, храмы, бани-термы, Palazzo — дворец императора, искусственные водоемы. Вдоль всей территории протянулся широкий канал, ведущий к храму Сераписа (Serapeo). В широкой долине разместился живописный зеленый парк, который и в наши дни поражает своим великолепием. В солнечную хорошую погоду здесь особенно любят гулять туристы, наслаждаясь природными пейзажами и фотографируясь на фоне древних памятников.

Архитектурный стиль ансамбля представляет собой смешение различных направлений. Древние мастера использовали новые, ранее не использовавшиеся приемы и комбинации в архитектуре. Здесь можно увидеть греческие и египетские мотивы, элементы восточного стиля. Макет виллы дает представление о том, насколько грандиозным было строительство.

Асфальтовая дорога, ведущая к Villa Adriana, проходит рядом со старейшим оливковым садом. При желании можно пройти по аллее из огромных кипарисов, которые были посажены в VIII веке. Сразу у входа на виллу вы увидите мощную девятиметровую стену, а за ней площадь Пичеле (Pecile) с прямоугольным прудом по центру. Когда-то толстые стены окружали всю площадь по периметру, высокие портики позволяли забраться наверх и прогуляться, обозревая окрестности.

Капризы императора

Великий реформатор Адриан много путешествовал и в память о тех местах, которые посетил, он назвал отдельные объекты виллы (Serapeo, Canopo, Pecile). Сюда же свозились многочисленные памятники и скульптуры греческих мастеров (подлинники и копии). Все постройки виллы императора Адриана тщательно продуманы и были сконструированы таким образом, чтобы обеспечить покой и уединение для императора, не желавшего постоянно наблюдать множество слуг. А поскольку вилла требовала постоянного ухода и внимания, дабы не беспокоить императора видом вечно снующих по территории слуг, была разработана подземная сеть дорог.

Огромная протяженность парка и ансамбля зданий, сложность и оригинальность архитектурных форм, обилие скульптурных композиций, делают виллу Адриана в Тиволи уникальнейшим памятником античной культуры.

Наследие древнего Тиволи

Есть еще одна старинная вилла - Villa d’Este, которая расположена поблизости от Villa Adriana, непосредственно в городе Тиволи. Вилла д’Эсте была построена значительно позднее — в XVI веке. Обе виллы являются главными историческими достопримечательностями древнего Тиволи. Виллу д’Эсте, с ее роскошным парком, туристыособенно любят посещать летом, любуясь старинными статуями, пышной зеленью и великолепными фонтанами.

А замечательная вилла кардинала Ипполито II д’Эсте, созданная в 1550 г., очарует вас своими рукотворными и природными красотами, многочисленными фонтанами, создающими здесь атмосферу далёкого прошлого.

Вилла Адриана

Вилла Адриана занимает столь обширную территорию и может похвастаться столь великолепной сохранностью, что по праву считается самой знаменитой виллой в окрестностях Рима. Кроме того, благодаря уцелевшим постройкам виллу можно назвать одним из наиболее удивительных и важных памятников древнеримской архитектуры.

Начало её строительства, вероятно, приходится на 126 г. н.э., после возвращения императора Адриана (правил в 117-138 гг. н.э.) из долгой поездки по восточным провинциям. Именно это путешествие вдохновило императора на то, чтобы воспроизвести на своей вилле те места и здания, которые сильнее всего поразили его: афинские лицей, академию и расписной портик Стоа Пойкиле, Канобский рукав в дельте Нила, Темпейскую долину в Фессалии.

Хотя вилла Адриана построена на традиционных схемах римских загородных особняков, её структура отражает и увлечение своего хозяина архитектурой: по ней видно, как император давал волю своим творческим наклонностям и выработал не одно новаторское архитектурное решение. После смерти Адриана вилла перешла во владение его наследников, которые отреставрировали и украсили её.

Упадок виллы начался при императоре Константине (правил в 306-337 гг. н.э.), который вывез часть хранившихся здесь предметов искусства в Константинополь. Во время варварских набегов усадьба подверглась полному опустошению, а в средневековье жители города Тиволи использовали её как источник стройматериалов. Начиная с эпохи Возрождения, изучением руин виллы стали заниматься многие знаменитые художники; кое-кто из них не преминул даже оставить здесь автограф. С XIX в. начались раскопки и реставрация согласно научным критериям. Модель-реконструкция виллы представлена в начале обзорного маршрута. Первым его этапом является просторный портик Печиле (созданный по образцу афинского Стоа Пойкиле), в центре которого находится сад и бассейн; здесь можно было подолгу гулять на солнце или в тени.


Портик Печиле © Silvana Bottoni / Flickr.com

Из северо-восточного угла Печиле можно перейти в Зал Философов - просторное помещение с нишами, где, вероятно, находилась библиотека.

Далее следует «Островная вилла» или «Морской театр» - круглое здание, окружённое колоннадой. Посередине расположен окружённый каналом островок, куда вели четыре мостика, а на нём - небольшая вилла с различными помещениями и термальным оборудованием. Предполагается, что здесь императору нравилось уединяться, посвящая себя любимым занятиям: музыке, поэзии и живописи.


«Морской театр» © Foto Regione Lazio

К югу от «Морского театра» расположен термальный комплекс с солнечным отоплением: несколько помещений с бассейнами для холодной и тёплой воды соединены с большим кругам залом, который также занят бассейном; под землёй находилась система отопления, а в стенах было пять широких окон, чтобы солнечный свет свободно проникал внутрь и согревал помещения терм. В центральном бассейне, вероятно, парились или принимали песочные ванны.

С восточной стороны Печиле расположен двор - учёные полагают, что здесь был нимфей - и несколько построек, среди которых банкетный зал. Чуть дальше находятся Малые и Большие термы. Там хорошо сохранились все стандартные для таких античных комплексов помещения: спортивная площадка под открытым небом, раздевалки, бассейны для горячей и холодной воды.


Каноб / Shutterstock.com

За этими комплексами вы увидите небольшую искуственную долину - узкую и длинную: это так называемый Каноб, воспроизводящий природу дельты Нила неподалёку от Александрии. В центре вы увидите бассейн, окружённый колоннами, а в глубине - полукруглый монументальный фонтан и храм Сераписа с египетскими скульптурами и статуями Антиноя - юноши-фаворита императора, погибшего в Египте при загадочных обстоятельствах.

Вернувшись назад, можно пройти через Преторию и Казарму охранников (оба помещения, возможно, были попросту складскими), после чего вы окажетесь у императорского дворца. Здесь находились четыре основных группы построек: Золотая площадь, Дорический атрий, Дворцовый перистиль и Библиотечный двор.


Термы с солнечным отоплением / Shutterstock.com

Золотая площадь состоит из большого двора, обнесённого портиком с колоннами и окружённого группой помещений, расположенных вокруг большого восьмиугольного пространства (где, возможно, проводились летние банкеты). Дорический атрий - это просторный зал с портиком; возможно, когда-то он был двухэтажным. Через Дворцовый перистиль вы можете пройти в Библиотечный двор; здесь вокруг портика с колоннами коринфского ордера расположены различные постройки. С одной стороны находятся комнаты для гостей, а в глубине двора стояли два здания, где предположительно были латинская и греческая библиотеки.


Храм Венеры / Shutterstock.com

Отсюда можно подняться к Павильону Темпе с панорамной террасой - трёхэтажному сооружению, откуда открывается вид на долину внизу, спроектированному по образцу знаменитой Темпейской долины в Фессалии. Дальше, за маленькой рощей, расположен домик Феде, построенный в XVIII в. поверх нимфея, и небольшой театр на 500 мест для частных спектаклей, которые ставились для императора и его приближённых.

Вилла д’Эсте

Вилла д’Эсте - шедевр итальянского садово-паркового искусства и объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, известная своим потрясающим ансамблем фонтанов, нимфеев, гротов, гидравлических приспособлений и музыкальных устройств, который послужил образцом для многих европейских садов и парков эпохи маньеризма и барокко.


Фонтан Нептуна и Органный фонтан © M.Maselli / Flickr.com

Сад виллы д’Эсте - это прежде всего часть великолепного ландшафтного, художественного и исторического контекста Тиволи. Он расположен на участке, богатом оврагами, пещерами и водопадами, где много тысяч лет шла война между камнем и водой. Мощные сооружения и нагромождения террас напоминают Висячие сады Семирамиды - одно из семи чудес света древнего мира, а водопроводные конструкции, включающие в себя подземный туннель, свидетельствуют о инженерных познаниях древних римлян.


Вилла д’Эсте, вид от Фонтана Нептуна © Marina99 / Shutterstock.com

Кардинал Ипполито II д’Эсте, разочарованный тем, что не был избран папой, решил создать виллу с размахом, достойным дворов Феррары, Рима и Фонтенбло, возродив великолепие соседней виллы Адриана. В 1550 г. он стал правителем Тиволи и в тот же год придумал разбить сад на крутом склоне здешней долины, однако полноценный архитектурный проект виллы появился лишь в 1560 г. Его авторами стал художник, археолог и архитектор Пирро Лигорио, а воплощать задуманное взялся придворный зодчий Альберто Гальвани.


Вилла д’Эсте. Фреска «Пир богов» © Livioandronico2013 / Wikimedia Commons

Над украшением залов дворца работали ведущие представители римского искусства периода позднего маньеризма: Ливио Агрести, Федерико Дзуккари, Дуранте Альберти, Джироламо Муциано, Чезаре Неббья и Антонио Темпеста. К моменту смерти кардинала (1572 г.) обустройство виллы было почти завершено.

С 1605 г. кардинал Алессандро д’Эсте распоряжается провести новые работы, чтобы отреставрировать и восстановить гидравлические системы и садовую растительность, а также внести некоторые новшества в структуру сада и в ансамбль фонтанов.


Вилла д’Эсте. Аллея ста фонтанов © JIPEN / Shutterstock.com

Ещё один этап работ был проведён в 1660-70 гг., и примечателен он тем, что участие в нём принял сам Джан Лоренцо Бернини.

В XVIII в. из-за отсутствия должного обслуживания вилла пришла в упадок, а с переходом её во владение дома Габсбургов ситуация стала ещё хуже. Сад постепенно зарос, фонтаны были отключены и вышли из строя, а коллекцию античных статуй, собранная ещё в эпоху кардинала Ипполито, разделили и увезли в различных направлениях.

В таком состоянии вилла пребывала вплоть до середины XIX в., когда кардинал Густав фон Гогенлоэ, взявший её в долгосрочную аренду у герцогов Моденских в 1851 г, инициировал работы по восстановлению комплекса. В скором времени усадьба снова стала центром культурной жизни: с 1867 по 1882 гг. в гости к кардиналу не раз приезжал музыкант Ференц Лист (1811-1886 гг.), сочинивший здесь «Фонтаны виллы д’Эсте» для фортепиано. Здесь же, в 1879 г., Лист отыграл один из своих последних концертов.